Квота для инвалидов

Самое важное по теме: "Квота для инвалидов" с профессиональными комментариями. Если вы в процессе чтения не нашли ответ на интересующий вопрос или сомневаетесь, то его всегда можно задать дежурному юристу.

С работодателей, не трудоустраивающих инвалидов, предлагается взимать компенсационную выплату в фонд содействия трудоустройству инвалидов

Размер такой выплаты будет определяться субъектом РФ в (но не менее 7800 рублей в месяц) и устанавливаться в законе о бюджете субъекта РФ на очередной год. Перечисление работодателями компенсационной выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов будет осуществляться в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Индексация размера компенсационной выплаты будет осуществляться в сроки и в объемах, предусмотренных для индексации размера величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Устанавливается, что квота считается выполненной в случаях трудоустройства инвалида на соответствующем рабочем месте либо осуществления работодателем компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов за каждое незаполненное инвалидом рабочее место в пределах установленной квоты.

На ФНС России предлагается возложить обязанность по предоставлению в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, сведений о работодателях, уплативших в истекшем году компенсационные выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов за невыполнение установленной квоты.

Одновременно предлагается установить ограничения для работодателей, нарушающих положения законодательства о трудоустройстве инвалидов. Такие работодатели будут лишаться допуска к получению мер государственной поддержки, к участию в государственных закупках, а также права привлечения иностранных работников.

Кроме того, корректируются правила установления квоты для инвалидов. Так, устанавливается, что численность работников для определения обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов определяется количеством штатных единиц у работодателя согласно штатному расписанию без учета штатных единиц филиалов и представительств организации, расположенных в других субъектах РФ. Филиалам и представительствам квота устанавливается в соответствии с законодательством субъекта РФ, на территории которого они расположены и исходя из их штатной численности.

Предполагается, что федеральный закон вступит в силу с 1 января 2019 года.

Квоты для инвалидов: нюансы, которые важно знать

Несоблюдение квоты для инвалидов – одно из самых спорных нарушений, выявленных надзорными органами. Из-за противоречивой трактовки законодательства претензии нередко предъявляются к работодателю, у которого на самом деле все «по регламенту». Как правильно понимать нормативные требования и отстоять свою позицию в случае судебного разбирательства, разъясняет эксперт трудового права Денис Елисеенков.

Об авторе: Денис Елисеенков, руководитель направления по трудовым спорам Департамента трудового права Юридической компании «Митрофанова и партнеры». Более 10 лет консультирует работодателей из разных отраслей экономики в области трудового законодательства РФ по различным аспектам его применения и проведения кадровых аудитов. Опыт представления интересов в суде на стороне Заказчика свыше 8 лет.

Квотирование рабочих мест для инвалидов — процедура, реализация которой всегда вызывает споры и противоречивые мнения.

Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а так же Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест». Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

[2]

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве – его могут привлечь к административной ответственности (кодекс РФ об административных нарушениях, закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

При этом действующее законодательство не дает четкой трактовки, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. Если следовать буквальному толкованию закона, то выделение рабочего места означает его оформление в кадровых документах согласно общей процедуре (указание в штатном расписании компании). Создание рабочего места означает его физическое формирование.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а так же за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест не означает , что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5).

Что происходит на практике

[1]

Тем не менее, судебная практика нижестоящих судов по данному вопросу в некотором роде не соответствует требованиям закона. В одном из текущих административных дел по оспариванию результатов проверки, в ходе которой инспекторы усмотрели нарушения в части соблюдения требований законодательства по квотированию организациями рабочих мест для инвалидов, Останкинский районный суд г. Москвы пришел к следующему выводу. «Под созданием (выделением) рабочих мест для инвалидов следует понимать организацию и фактическое трудоустройство на такие места работников (инвалидов). Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, иными словами — выполнена квота» .

То есть, суд полагает, что привлечение организации к административной ответственности за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов вполне законно в случае, если в организации отсутствуют работники-инвалиды или квота не заполнена в полном объеме.

Почему-то не принимаются во внимание три обстоятельства:

  • во-первых, административная ответственность установлена не за невыполнение квоты, а за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
  • во-вторых, у работодателей отсутствует обязанность в самостоятельном поиске работников вышеуказанной категории для заполнения установленной квоты;
  • в-третьих, предусмотрена отдельная ответственность за отказ в приеме на работу инвалида и не предоставление в органы занятости населения сведений.

Последняя обязанность сформулирована в пункте 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» –предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Читайте так же:  Кредитная карта халва оформить онлайн заявку

Данные обязанности направлены на выполнение работодателем квоты. То есть, создание и выделение рабочих мест – это одна из составляющих процесса квотирования.

Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдеению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством. В том числе – выполнять требования пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В совокупности, все эти действия, при их документальном подтверждении, помогут отстоять свою правоту.

Квотирование рабочих мест для инвалидов – всего лишь один пункт в «прицельном» списке вопросов надзорных органов (в том числе ГИТ). Разобраться в многочисленных нормативных противоречиях и «застраховать» компанию от репутационных и финансовых рисков поможет семинар «Инспекционные проверки ГИТ. Как обжаловать действия инспектора по результатам проверки? Актуальные вопросы по типичным нарушениям требований трудового законодательства».

«Моя работа»

Закон города Москвы от 22.12.2004 г. № 90 «О квотировании рабочих мест»

22 декабря 2004 года N 90

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ

(в ред. законов г. Москвы от 08.04.2009 № 4
от 30.04.2014 № 20)

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов и молодежи, создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций.
(преамбула в ред Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве

Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.

Статья 2. Условия квотирования рабочих мест

Статья 3. Порядок установления квоты

1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента — для трудоустройства инвалидов и 2 процента — для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.
(в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.
3. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, уменьшается на соответствующую величину.
(часть третья в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей

1. Работодатели вправе запрашивать и получать в порядке, установленном Правительством Москвы, информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест.
(в ред. законов г. Москвы от 08.04.2009№ 4, от 30.04.2014№ 20)
2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий.
(в ред. . Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)
3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных Правительством Москвы органов исполнительной власти города Москвы, а также общественных организаций инвалидов.
(в ред. законов г. Москвы от 08.04.2009№ 4, от 30.04.2014 № 20)
4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы.
(в ред. . Закона г. Москвы от 30.04.2014 N 20)

Статья 5. Административная ответственность за неисполнение настоящего Закона

(в ред. . Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

Статья 6. Экономическая поддержка работодателей

(в ред. . Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4)

Работодателям, осуществляющим мероприятия по созданию и сохранению (модернизации) квотируемых рабочих мест, а также по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций, предоставляются следующие меры экономической поддержки:
1) предоставление из бюджета города Москвы средств на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций в порядке, установленном Правительством Москвы;
2) размещение государственных заказов в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
3) предоставление налоговых льгот в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
(в ред. . Закона г. Москвы от 30.04.2014 N 20)

Статья 7. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
3. Мэру Москвы и Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу.
4. Признать утратившими силу . Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве», . Закон города Москвы от 30 января 2002 года N 5 «О внесении изменений в статью 9 Закона города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве», . Закон города Москвы от 26 июня 2002 года N 32 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве».

Читайте так же:  Через какое время приставы списывают долги

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
22 декабря 2004 года
N 90

«Моя работа»

  • Главная
  • Информация
  • Новости
  • Новости
  • Новость

Квотирование рабочих мест – важнейшее средство содействия занятости инвалидов и молодежи.

28.03.2017 Обычная важность

Заместитель директора ГКУ ЦЗН Кристина Евгеньевна Агафонова подробно рассказала о механизме и особенностях квотирования рабочих мест, ответив на вопросы интервью специально для Портала ГКУ ЦЗН.

1. Что такое квотирование рабочих мест?

Квотирование рабочих мест является важнейшим средством содействия занятости граждан, которые испытывают трудности в поиске работы.
Квотирование рабочих мест – это выделение минимального количества рабочих мест в организациях для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов и молодежи квотируемых категорий.
Трудоустройство на квотируемые рабочие места создает благоприятные условия для профессиональной реабилитации инвалидов, а у молодежи появляется возможность проявить себя в работе, использовать свои возможности и потенциал, обеспечить свою материальную независимость.

2. Какие организации обязаны выполнять квоты для инвалидов и молодежи?

Независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, работодатели организуют в городе Москве квотируемые рабочие места. Рабочие места работодатель организует за счет собственных средств.

3. Какими нормативно-правовыми актами регулируется квотирование рабочих мест Москве?

В первую очередь мы руководствуемся такими федеральными законами как Закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и другими.
В настоящее время вопрос содействия в трудоустройстве слабозащищенным категориям граждан, а именно инвалидам и молодежи, регулируется Законом города Москвы «О квотировании рабочих мест» от 22.12.2004 г. № 90 (в ред. от 08.04.2009 г.). Закон определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Москве.
Также действует Положение о квотировании рабочих мест в городе Москве (Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП), которое определяет порядок организации квотирования рабочих мест (постановка и снятие с учета, предоставление отчетности и т.д.).

4. Для каких категорий граждан предусмотрены квоты для приема на работу?

По Закону № 90, квоты в городе Москве устанавливаются для приема на работу инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также для следующих категорий молодежи:

  • несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечительства в возрасте до 23 лет;
  • выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускники вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.

5.Размер квоты. Как рассчитать количество квотируемых рабочих мест для инвалидов и молодежи?

Квота для приема на работу инвалидов и молодежи устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек. Размер квоты составляет 4% от среднесписочной численности: 2 % — для трудоустройства инвалидов и 2 % — для трудоустройства молодежи. В случае если количество инвалидов, принятых на квотированные рабочие места составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении молодежи уменьшается на соответствующую величину. Уменьшение квоты в отношении инвалидов не допускается.
Квота рассчитывается организацией самостоятельно.

6.В каком случае квота считается выполненной?

  1. в отношении инвалидов — трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
  2. в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, — трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.

7.Каким образом происходит трудоустройство инвалида на квотируемое рабочее место?

В действующем законодательстве нет строгих требований по способу трудоустройства инвалида, трудоустройство осуществляется:

* Самостоятельно инвалидом
* Самостоятельно работодателем
* По направлению ЦЗН, в соответствии с запросом работодателя
* На специализированных ярмарках вакансий для лиц с ограниченными возможностями здоровья

8. Какую ответственность несет работодатель, не трудоустраивающий инвалидов и молодежь по обязательной квоте?

Невыполнение работодателем установленной обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.2 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, утвержденного законом г. Москвы от 21.11.2007 г. № 45, административный штраф за невыполнение работодателем установленной законодательством города Москвы обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест составляет:

  • для должностных лиц от 3 000 до 5 000 руб.
  • для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

9.Каким образом производится постановка на учет и снятие с учета по квотированию? Предоставление отчетности по квотированию.

10. Какие меры экономической поддержки предусматриваются для работодателей в городе Москве, которые готовы трудоустроить граждан с ограниченными возможностями сверх квоты?

В 2017 году планируется проведение Эксперимента по экономической поддержке работодателей, осуществляющих мероприятия по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Субсидии будут предоставляться юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям (далее – работодатели) в целях возмещения фактически понесенных и документально подтвержденных затрат, связанных с осуществлением мероприятий по созданию (сохранению) рабочих мест для инвалидов и трудоустройству инвалидов, к которым относятся:

  • затраты на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленных в связи с созданием рабочих мест для инвалидов на созданные (сохраненные) рабочие места для инвалидов.
  • затраты на заработную плату трудовых кураторов инвалидов, трудоустроенных на созданные (сохраненные) рабочие места для инвалидов.
  • затраты на профессиональное обучение и (или) дополнительное профессиональное образование инвалидов.
Читайте так же:  Срок ответа на письменную претензию по закону о защите прав потребителей

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Скачать для просмотра и печати:

[3]

Общее понятие квотирования

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:
  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.

Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Законодательная база

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:
  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.
Видео (кликните для воспроизведения).

Скачать для просмотра и печати:

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.

Скачать для просмотра и печати:

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Строгие правила, касающиеся предоставления соцгарантий труженикам с проблемами по здоровью, накладывает на предпринимателей серьезные обязательства. Реализация их на практике состоит из планомерного выполнения нескольких оргмероприятий. Они таковы:
  1. Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
  2. Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
  3. Создание и утверждение локальных документов.
  4. Оформление учета в органах занятости.
  5. Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.

Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.

Изучение законодательных норм

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Должность Количество (чел.)
Директор 1
Главный бухгалтер 1
Бухгалтер 3
Менеджер 3
Рабочий 30
Всего 38

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Читайте так же:  Как получить выплаты по осаго

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Расчет квоты

Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.

Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:
  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.

Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости

Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:
  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.

Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер. Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости

В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:
  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.

Скачать для просмотра и печати:

Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации — от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

Скачать для просмотра и печати:

Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Особенности приема на работу инвалидов

Инвалиды во всем мире борются за ведение полноценной жизни, в том числе и за возможность работать.

И законодательство обеспечивает им такое право.

Работодателю, нанимающему такого особенного работника, следует знать все нормы трудоустройства людей с ограничениями по здоровью.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 577-03-76 . Это быстро и бесплатно !

Глас закона

Раскрывает данное понятие ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Из него выделяются признаки лиц данной категории.

1. Проблемы со здоровьем, связанные с хроническими расстройствами.

2. Необходимость в социальной защите.

3. Объективная необходимость в социальной защите.

4. Ограничение жизнедеятельности (I, II, III группы).

Детям, которым еще не исполнилось 18 лет, присваивается статус «ребенок-инвалид» без указания группы. Лицам старше этого возраста присваивается та или иная группа. У каждой группы имеется свой срок.

Ниже представлен перечень документов, регламентирующих прием на работу людей с ограничениями на территории РФ.

Они помогут разобраться во всех тонкостях вопроса:

  • приказ Министерства Здравоохранения и социального развития России №1031н от 24.11.2010 года;
  • приказ №664н, изданный Министерством труда и социальной защиты 2014 года;
  • федеральный закон №181-ФЗ с правками от 2014 года «Социальная защита инвалидов в РФ»;
  • приказ Министерства Здравоохранения и социального развития России №379н от 2008 года;
  • статьи Трудового кодекса Российской Федерации (128, 113, 96, 92, 94 и 99).
Читайте так же:  Права потребителя при возврате товара

Тонкости приема на работу

Первым делом кадровик должен ознакомиться с потенциальным работником и подходящими для него условиями труда. Оценка должна проходить в рамках законодательства. Необоснованный отказ является неправомерным.

Информация об инвалидности должна быть подтверждена документально только в том случае, если этого не требует трудовой договор. Опять же по квоте.

О наличии каких-то противопоказаний или особых рекомендаций относительно рабочих условий можно узнать из следующих документов:

  • заключение медицинской экспертизы;
  • программ реабилитации (индивидуальная).

Индивидуальная программа реабилитации

На предприятии любой формы собственности должны создаваться специальные условия труда, отвечающие рекомендациям программы реабилитации.

В программу занесены сведения о противопоказаниях на некоторые виды работ, обозначены необходимые условия труда.

Указывается все вплоть до продолжительности рабочего дня.

Документ выдается на руки инвалиду вместе со справкой, устанавливающей его статус. Для человека с ограниченными возможностями реабилитационная программа является рекомендацией, от которой можно отказаться полностью или частично.

Гарантии и льготы

По законодательству люди с ограничениями по здоровью имеют индивидуальный рабочий процесс.

Рабочие часы

У инвалидов I и II групп рабочая неделя сокращается до 35 часов, и это никак не отражается на зарплате. Для инвалидов III группы — 40-часовая неделя остается без изменений. Но если в его ИПР указано, что она должна быть меньше, то работодатель обязан следовать этому пункту.

Также Трудовой кодекс РФ регламентирует продолжительность рабочей смены. Для инвалидов она указывается в медицинском заключении без привязки к группе.

Время отдыха

Инвалиды имеют дополнительные гарантии и в этом трудовом вопросе:

  • их можно привлекать к работе в выходные дни и праздники, только если это не запрещает медицинское заключение;
  • оплачиваемый отпуск – 30 дней в год (не меньше);
  • могут взять неоплачиваемый отпуск — 60 суток в год.

Расчет зарплаты

Зарплата инвалидам рассчитывается исходя из локально-нормативных актов предприятия, как и всем прочим сотрудникам.

Имеются лишь некоторые особенности:

  • определенная инвалидность дает право на налоговый вычет в 3 тысячи рублей;
  • при инвалидности I, II группы и с детства имеют право на налоговый вычет, независящий от уровня зарплаты – 500 рублей;
  • пониженные тарифы при выплате страховых взносов.

Квотирование рабочих мест

Законодательство РФ обеспечивает людям с ограниченными возможностями определенные гарантии и льготы в вопросах трудоустройства. Ни для кого не секрет, что работодатели не стремятся принимать таких работников. Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию государство устанавливает квоты для приема на работу инвалидов.

Квота для приема на работу инвалидов — это минимальное количество рабочих мест (от среднесписочной численности работников организации) для трудоустройства инвалидов, которые работодатель обязан создать или выделить за счет собственных средств, включая количество рабочих мест, на которых уже работают инвалиды.

В законе №181-ФЗ прописано, что организации с численностью больше 100 человек обязаны принимать работников-инвалидов. Их количество определено: 2-4% от усредненной численности штата. Также делается региональная поправка.

Такие организации состоят на учете у учреждений, которые занимаются квотированием рабочих мест.

Льготы для работодателя

Государственная система предоставляет льготы работодателям при приеме на работу инвалидов (1, 2, 3 групп соответственно) некоторые послабления для ведения экономической деятельности.

1. Получение невозвращаемой ссуды на обустройство рабочего места для работника с ограничениями по здоровью.

2. Льготы по уплате НДС.

3. Освобождение от уплаты ЕСН с сумм выплат и вознаграждений (до 100 тысяч рублей в течение налогового периода на каждого инвалида любой группы).

Чтобы воспользоваться перечисленными послаблениями, работодателю необходимо оформить работника-инвалида по всем правилам и соблюдать строгую и своевременную отчетность.

Отказ в найме

Получив необоснованный отказ, инвалид имеет право подать иск о дискриминации. И он выиграет это дело.

В этом случае суд обяжет организацию заключить трудовой договор с указанной даты.

Также будет взыскана неполученная зарплата.

Она будет считаться от даты отметки отказа в службе занятости.

Инвалиду можно отказать, только если он устраивается не по квоте. Или проходит по квоте, но вакансия ему противопоказана по состоянию здоровья. О чем делается соответствующая отметка в направлении от центра занятости.

Любой работодатель при найме на работу инвалида обязан учитывать нормы законодательства, создавая ему подходящие рабочие условия.

Полезное видео

О правах инвалидов на труд, правилах трудоустройства, индивидуальной программе реабилитации — вы узнаете в данном видео:

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Источники


  1. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.

  2. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.

  3. Астахов, Павел Земельный участок. Юридическая помощь по оформлению и защите прав на землю с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2015. — 256 c.
  4. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
  5. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.
Квота для инвалидов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here