Нужно ли регистрировать право собственности на землю

Самое важное по теме: "Нужно ли регистрировать право собственности на землю" с профессиональными комментариями. Если вы в процессе чтения не нашли ответ на интересующий вопрос или сомневаетесь, то его всегда можно задать дежурному юристу.

Земельный участок не оформлен в собственность: чем грозит и что делать?

В настоящее время у многих владельцев земельных участков не зарегистрировано право собственности на свои участки в ЕГРН (Едином государственном реестре прав). В первую очередь это касается дачников и садоводов.

И если заказать выписку из ЕГРН, то в графе «Особые отметки» будет красоваться надпись «Сведения необходимые для заполнения раздела 2 отсутствуют». Этот раздел 2 как раз и посвящён сведениям о правообладателе. Если данные о собственнике не числятся в ЕГРН – соответственно этого раздела в выписке и не будет.

Кадастровый номер есть, а права в Росреестре не зарегистрированы

Кому стоит волноваться?

Беспокоится нужно тому, у кого земельный участок был поставлен на кадастровый учет до 1 января 2017 г. Дату присвоения государственного кадастрового номера можно узнать из выписки из ЕГРН.

Почему до 1 января 2017 г?

Потому что с этой даты начал действовать новый Федеральный закон от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который и установил эту дату.

Чем это грозит?

Последствия для владельцев земельных участков без регистрации прав могут быть самые печальные.

Если владелец земельного участка до 1 марта 2022 г. не поторопится и не сходит в Росреестр, чтобы зарегистрировать собственность, то такой земельный участок будет снят с кадастрового учета.

И статус участка сменится с «временного» на «объект недвижимости снят с кадастрового учета». Если это произойдет, то с момента снятия с кадастрового учета участок прекратит свое существование как объект недвижимости.

В каких случаях участок могут снять с кадастрового учета

Снятие с государственного кадастрового учета осуществляется в трех случаях:

Сведения о земельном участке содержаться в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), но права на него не зарегистрированы

В этой ситуации отправляется запрос в органы государственной власти, органы местного самоуправления, о наличии правоустанавливающих документов и оснований для разграничения права собственности, в отношении земельного участка. Если в течении 3 месяцев ответ на запрос не поступает, либо поступает уведомление об отсутствии таких документов земельный участок снимается с кадастрового учета;

Сведения о земельном участке содержаться в ЕГРП, права на него не зарегистрированные, но на участке расположен объект недвижимости

В этом случае собственнику объекта недвижимости направляется уведомление о том, что если в течении 6 месяцев не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении занятого объектом недвижимости земельного участка, такой земельный участок будет снят с кадастрового учета. Одновременно информация о таком земельном участке направляется в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор;

В ЕГРН имеются сведения об исходном земельном участке с зарегистрированными правами

В такой ситуации правообладателю исходного земельного участка направляется уведомление о том, что если в течении 6 месяцев не будут представлены документы проведения регистрации прав в отношении образованного земельного участка, такой земельный участок будет снят с учета. В случае не поступления в орган регистрации прав документов для осуществления регистрации прав на указанный образованный земельный участок в течении 6 месяцев со дня направления уведомления земельный участок снимается с кадастрового учета.

Что делать садоводам и дачникам — обладателям участков?

Если вы уверены, что ваш на ваш земельный участок не зарегистрированы права, то нужно брать документ, подтверждающий ваше право собственности на участок и идти в МФЦ для внесения изменений в ЕГРН.

К таким правоустанавливающим документам относятся:

  • свидетельство о праве собственности,
  • праве пожизненно наследуемого владения,
  • постоянного (бессрочного) пользования на землю,
  • государственный акт, удостоверяющего право собственности на землю.

Дачникам и садоводам следует не затягивать с посещением МФЦ — рекомендует Росреестр.

Если вы хотите проверить статус своего земельного участка — рекомендуем заказать выписку из ЕГРН.

• Чтобы заказать выписку – заполните форму ниже.

Регистрация перехода права собственности на земельный участок

Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право владеть земельным участком, другим объектом недвижимости, и распоряжаться им по своему усмотрению. Закреплено это и ст. 209-й Гражданского кодекса РФ, в которой указано, что владелец может пользоваться и распоряжаться землей по своему усмотрению. Предусмотрена законом также регистрация перехода права собственности на земельный участок. При этом важно помнить, что отчуждение объекта капитального строительства возможно вместе с земельным участком ним, за некоторыми исключениями.

Переход ПС по договору купли-продажи

Каждый владелец земельного участка вправе его продать, при этом владение участком происходит к другому лицу, поэтому чаще всего вопрос перехода права собственности возникает после покупки ЗУ. Следует отметить, что объектом купли-продажи в этом случае может быть только участок, предварительно поставленный на кадастровый учет и имеющий, соответственно, индивидуальный кадастровый номер. В случае продажи участка происходит законная смена владельца, при этом продавец не имеет права менять целевое назначение земли и условия ее использования. Если отчуждение прошло в результате покупки, необходимо представить следующие документы:

  • заявление установленного образца;
  • паспорт, или другой документ, включая нотариально заверенную доверенность, если к процессу подключается третье лицо;
  • документы, подтверждающие право владения объектом;
  • кадастровый паспорт на ЗУ и свидетельство о ПС продавца;
  • договор купли-продажи с приложенным к нему актом приема-передачи ЗУ (заполняется в трех экземплярах);
  • разрешение супруга или справка о том, что участник сделки не состоит в законном браке;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Особый случай, когда объектом покупки является доля в праве общей собственности. Такая ситуация возникает, когда жилой дом стоит на участке, который находится в совместной собственности, причем это может быть, как общая долевая собственность, так и совместная собственность (если доли каждого собственника не установлены). Во втором случае продавец не может распоряжаться своей частью общей собственности без выделения доли.

Если вы решили продать свою часть имущества, должны уведомить всех собственников в письменном виде. В уведомлении, в частности, надо указать сумму сделки и особые условия ее прохождения. Если никто не выкажет желания купить вашу долю и не поступит отказ от собственников, продажа доли третьему лицу становится реальной, в противном случае дело может дойти до суда.

Читайте так же:  Отпуск после декрета

Как осуществляется переход при наследовании объекта недвижимости

Переход права собственности довольно часто происходит в случае, если объект перешел новому владельцу по праву наследования. В этом случае процедура наследования земельного участка и объекта капитального строительства происходит на общих основаниях. Стоит отметить, что проблем не возникнет в том случае, если наследодатель в свое время правильно оформил имущество в собственное владение. Не возникнет сложностей и в случае, если других наследников нет или имеющиеся наследники не претендуют на недвижимость. Возникшие трения также решаются в судебном порядке. Получив свидетельство о наследстве в нотариальной конторе, новый владелец должен собрать следующие документы:

  1. само свидетельство, подтверждающее право наследования ЗУ;
  2. документ, подтверждающий ПС наследодателя (свидетельство);
  3. заявление установленного образца;
  4. гражданский паспорт или другой документы наследника, а в случае, если к процессу подключены третьи лица, понадобится также доверенность, заверенная нотариусом;
  5. кадастровые документы;
  6. квитанция об оплате госпошлины.

Таким образом, собрав все необходимые документы, можно приступать к процедуре переоформления. Остается выяснить лишь, как и где оформить права на земельный участок. Особенно это важно, если этот вопрос вы не поручили профессиональным юристам, которые точно знают, куда обращаться, сколько это стоит, и в какие сроки происходит переоформление документов.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Как оформить переход права собственности по закону

Если вы покупаете жилой дом или другое капитальное строение, можете рассчитывать на то, что в собственность одновременно переходит также ЗУ, находящийся непосредственно под объектом, подлежащим отчуждению. Право распоряжаться землей возникает в случае покупки, по решению суда, при оформлении дарственной или наследовании объекта на законных основаниях. Права нового собственника регламентируются положениями статьи 35-й ЗК РФ, ст. 273 Гражданского кодекса. Согласно ст. 551 ГК, отчуждение ЗУ происходит с обязательным переоформлением права собственности на него. Сведения о новом владельце вносятся в единый госреестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП).
Преимущество на покупку участка, на котором находится строение, принадлежит собственнику объекта недвижимости, возведенного на нем. Таким правом обладают, как россияне, так и подданные иностранных государств. Переоформление ПС в этом случае происходит на общих условиях, но в некоторых случаях преимущественные права иностранцев на тот или иной объект не распространяются. Дом, как и другие объекты капитального строительства, находятся на земле, поэтому при отчуждении автоматически переходят и права на ЗУ под строением.

В некоторых случаях также возможно отчуждение дома происходит без обязательного перехода права собственности на участок. В частности, это не касается земельных участков, которые находятся под многоквартирными домами и являющимися собственностью дольщиков. В этом случае выделить в натуре часть строения не представляется возможным. Также не может быть передана в собственность земля под строением, не принадлежащая лицу на праве собственности (сервитут, или право ограниченного пользования).

Порядок прохождения процедуры, стоимость и сроки

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество происходит в Росреестре, куда собственник должен подать пакет документов, собранных предварительно, оплатить государственную пошлину. Специалист выдает расписку в получении документов, затем в назначенный день надо посетить офис Росреестра для получения свидетельства. Оформить госрегистрацию прав можно также на сайте государственных услуг, воспользовавшись услугами многофункционального центра. Сделать это могут, как физлица, так и юридические лица.
Подать документы и получить готовое свидетельство можно лично, через представителя с нотариально заверенной доверенностью, воспользовавшись услугами почты, через специалиста МФЦ. Заявление с прилагаемым пакетом документов, необходимых для оформления права собственности регистрируется в день его передачи лично, или сразу после доставки по почте. Если доставка произошла менее чем за 30 минут до окончания рабочего дня, регистрация документов происходит не позднее 12 часов следующего рабочего дня.

Как переоформить в частную собственность пустующую землю

Несмотря на то, что большая часть земельных участков находится в чьей-то собственности, есть еще земли, не стоящие на кадастровом учете. Если вы решили приобрести такую «бесхозную» землю, надо быть готовым к возможным сложностям, большим потерям времени и средств. Чтобы избавить себя от лишних проблем и волокиты надо постараться найти законного владельца, чтобы затем просто переоформить права собственности. Договориться с собственниками будет легче, чем с государством. Поиски лучше начать с обращения в местные органы самоуправления. Если собственник земли найден, и договоренность с ним достигнута, переход ПС происходит по стандартной процедуре.
В противном случае надо обратиться в администрацию муниципалитета с заявлением о желании приобрести пустующий участок и стать его законным собственником. Чтобы избежать лишних вопросов со стороны чиновника, лучше приложить копии запросов о поиске собственника.

После того, как участок становится законной собственностью муниципалитета, его можно взять в долгосрочную аренду.
После этого надо собрать пакет документов, в который входят генплан, кадастровый паспорт, геодезический план, акт о временном владении и заявление о передаче ЗУ в собственность. По истечении 3 месяцев с момента подачи заявления можно выкупить землю у администрации по среднерыночной стоимости, с оформлением договора купли-продажи. Далее происходит стандартная процедура регистрации в Росреестре.

Статья 30.1. Государственная регистрация права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю

Статья 30.1. Государственная регистрация права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю

В соответствии со статьей 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю

а) к федеральной собственности относятся:

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

— земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

— земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций;

— иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли;

б) к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

Читайте так же:  Как выписать несовершеннолетнего ребенка из квартиры

— земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

в) к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

[3]

— земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

— земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

— иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

К собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах «б», «в» и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации.

В соответствии с комментируемой статьей Правительством Российской Федерации постановлением от 30.06.2006 N 404 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.

Среди таких документов:

1. Заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок;

Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

3. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый паспорт земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, — в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

4. Иные документы — в случаях, установленных федеральными законами.

По общему правилу, право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, оставлено за органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Однако существуют два исключения из этого правила.

Они касаются, во-первых, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, (столицами) субъектов Российской Федерации. Распоряжение названными земельными участками осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Во-вторых, исключение из общего правила установлено в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Распоряжение такими земельными участками осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, — население непосредственно, органы местного самоуправления могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Должен ли муниципалитет регистрировать свое право собственности на земельные участки?

Должен. Но в соответствии с законом. А основанием для регистрации будет являться утвержденный перечень. Вот когда их согласуют.

Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ

[1]

«О разграничении государственной собственности на землю»

«Статья 2. Возникновение права собственности у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю

1. Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Статья 4. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности

1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами государственной власти субъектов Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр регионального значения;

Видео (кликните для воспроизведения).

фонда перераспределения земель;

земель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации, а также земель запаса за границами муниципальных образований, за исключением основания, указанного в абзаце четвертом статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Читайте так же:  Как вернуть протершиеся джинсы

Статья 5. Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности

1. Основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, указанных в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;

[2]

земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

2. Основание передачи земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации.

Статья 6. Порядок разграничения государственной собственности на землю

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке:

специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;

сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Регистрация права собственности на земельный участок

21 июля 1997 году в нашей стране произошло знаковое событие – Государственная Дума приняла ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Впервые в современной истории отношения по оформлению прав на недвижимость были приведены в единую систему, определяющую исчерпывающий перечень прав и обязанностей регистрирующих органов, субъектов правоотношений, а также полный список требований для регистрации прав.

Понятие государственной регистрации

Земельный участок, как объект правоотношений, представляет из себя часть поверхности территории земли, границы которого определены, описаны и надлежащим образом удостоверены. Право собственности на участок земли, как объект недвижимости, является ключевым вещным правом на землю. Право собственности предоставляет собственнику весь комплекс правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей.

Для реализации этих полномочий право собственности на земельный участок должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что регистрация прав — это совершение уполномоченными органами определенного юридического акта (действия), влекущего за собой юридические последствия. На практике такое определение означает, что право собственности на любое недвижимое имущество, в том числе и земельный участок, возникает с момента государственной регистрации права собственности на него.

Основными признаками, отличающими государственную регистрацию от иных юридически значимых действий, являются:

  • 1) проведение регистрации уполномоченным государственным органом;
  • 2) проведение регистрации в рамках процедуры (регламента), единого для каждого субъекта правоотношений;
  • 3) обязательный характер последствий регистрации права для всех субъектов;
  • 4) итогом регистрации является юридический акт подтверждения и удостоверения правовых фактов на объект регистрации.

Органы, уполномоченные на совершение действий по государственной регистрации прав

Так как процедура регистрации прав регламентируется государством и представляет из себя единую систему, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» четко определен перечень органов, имеющих полномочия на проведение регистрационных действий в отношении прав.

Система таких органов была определена Указом Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 и изменениями в ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На данный момент органом, уполномоченным на проведение рассматриваемых мероприятий, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, которая находится в ведении Министерства юстиции РФ. Данная структура имеет официальное укороченное название – Росреестр.

В каждом субъекте РФ действуют Территориальные Управления Росреестра.

Порядок проведения регистрационных действий

Процесс совершения регистрационных действий в отношении права собственности на земельный участок состоит из нескольких этапов:

  • 1) прием от субъектов необходимых документов для проведения регистрационных действий;
  • 2) юридическая экспертиза комплекта документов, проверка их законности;
  • 3) внесение сведений в ЕГРП в виде соответствующих записей;
  • 4) выдача субъектам документов, удостоверяющих факт проведения регистрации.

Процедура регистрации права считается завершенной с момента внесения сведений (записи) в Единый реестр прав и выдачи документов заявителям.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен перечень обязательных документов, предоставляемых субъектами для государственной регистрации. В этот перечень входят:

  • 1) заявление о регистрации (заполняется субъектами при обращении в органы регистрации);
  • 2) документы, подтверждающие полномочия субъектов (паспорт, доверенности и иные документы);
  • 3) документы, подтверждающие факт права пользования; план объекта;
  • 4) документ, подтверждающий оплату госпошлины.

Указанные документы заявители представляют в территориальный орган Росреестра по месту нахождения земельного участка, право собственности на который подлежит регистрации. Также в каждом регистрационном округе созданы Многофункциональные центры оказания услуг (МФЦ), которые уполномочены на прием и выдачу документов. Однако МФЦ не обладают полномочиями по совершению конкретных юридически значимых действий и не выполняют функцию регистрации прав.

Стоимость услуги по регистрации права собственности на земельный участок определена налоговым законодательством и в настоящее время составляет для граждан в размере 2 тысячи рублей, а для организаций и предприятий 22 тысячи рублей (ст. 333.33 НК РФ). Есть ряд исключений из этих правил, установленные НК РФ:

  • 1) при регистрационных действиях в отношении права собственности граждан на земельный участок для ведения личного, подсобного, дачного хозяйства, огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства заявитель должен уплатить 350 рублей;
  • 2) в случае регистрационных действий в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения заявитель уплачивает пошлину в размере 350 рублей;
  • 3) регистрационные действия в отношении доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельхозназначения обойдется заявителю в 100 рублей.
  • Общий срок проведения регистрационных процедур в отношении права собственности на земельный участок составляет 18 календарных дней.
Читайте так же:  Как проверить правильность начисления пенсии по старости

Приостановление и отказ в государственной регистрации

В отношении регистрации права собственности на земельный участок основаниями для приостановления являются:

1) поступление от обладателя права или субъекта правоотношения (сделки) соответствующего письменного заявления с разъяснением причин и срока приостановления;

2) в случае поступления от одного из субъектов заявления о возврате комплекта документов без проведения регистрационных процедур, если второй субъект не обращался с таким заявлением;

3) наличие акта судебных органов о приостановлении;

4) наличие акта уполномоченных органов о наложении ареста на земельный участок или установления запрета на совершение с ним определенных действий;

5) наличие у регистратора обоснованных сомнений в наличии основания для проведения регистрационных процедур (оформляется процессуальным решением регистратора).

Перечень ситуаций, при которых может быть вынесен отказ в проведении регистрационных процедур, предусмотрен ст. 20 Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

1) право на земельный участок, для регистрации которого обратился заявитель, не является правом, в отношении которых могут проводиться регистрационные процедуры;

2) признание недействительным акта уполномоченного государственного органа, на основании которого возникло правоотношение собственности;

3) отсутствие у субъекта полномочий на распоряжение правом собственности на ЗУ;

4) непредставление субъектами документов, являющихся обязательными для проведения регистрационных процедур;

5) имеющиеся противоречия между регистрируемым и ранее зарегистрированными правами на земельный участок.

Как и где оформить право собственности на земельный участок

Государственная регистрация права собственности на земельный участок является завершающим этапом закрепления полномочий законного владельца этого объекта недвижимости. Правила проведения регистрационных действий регламентированы в ГК РФ и нормах Федерального закона № 218-ФЗ.

Что эта такое

Приобретение земельных наделов может осуществляться по различным основаниям – совершение возмездных и безвозмездных гражданских сделок, получение земли по наследству, выкуп из государственного или муниципального фонда. Вне зависимости от указанных оснований, вступление в права собственности подразумевает обращения на регистрацию, которую проводит уполномоченное государственное ведомство – служба Росреестра.

По правилам ГК РФ регистрационные действия проводятся в отношении юридически значимых действий с каждым объектом недвижимости, в том числе земельными наделами. Эту процедуру должны проходить все приобретатели – граждане, юрлица, частные предприниматели. Ключевые принципы регистрационных мероприятий заключаются в следующем:

  • сведения, полученные службой Росреестра в ходе проверки представленных документов, включаются в единую федеральную базу данных ЕГРН;
  • право собственности возникает только с момента внесения данных в указанный реестр, сам факт заключения договора с земельным объектом не повлечет юридических последствий без прохождения регистрации;
  • с января 2017 года регистрационные действия проводятся одновременно с постановкой земельного объекта на кадастровый учет, если это мероприятие не было выполнено ранее.

Федеральный закон № 218-ФЗ определяет все общие и частные требования к регистрационной процедуре – перечень оснований для регистрации, список необходимых документов, порядок и способы обращения владельцев участка для закрепления прав.

Таким образом, в результате регистрационной процедуры сведения о возникшем или приобретенном праве собственности будут внесены в госреестр ЕГРН, а владелец участка приобретет комплекс способов и вариантов защиты своего права.

  • Москва и область: +7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54
  • Федеральный: +7-800-350-84-02

Основания для регистрации

Статьей 14 Федерального закона № 218-ФЗ регламентирован перечень возможных оснований, по которым может проводиться регистрация права собственности на земельный участок. В их состав входит:

  • распорядительные акты властных органов, на основании которых выделяется земельный надел (например, постановление местной администрации о выделении участка многодетной семье);
  • договоры, подтверждающие совершение гражданских сделок (например, договор купли-продажи надела);
  • свидетельство о праве на наследство, выданное в нотариальной конторе;
  • решение судебного учреждения (например, решение суда о признании права собственности на землю);
  • правоустанавливающие документы на землю, выданные до введения системы регистрационных действий;
  • межевой план, изготовленный кадастровым специалистом – инженером по итогам кадастровых работ;
  • иные документы или основания, зафиксированные в законодательных актах.

Все эти основания будут проверяться регистрационными органами при обращении за оформлением прав на землю.

Требования к документам

Регистрационные действия проводятся только на основании представленных документов. Неполнота представленной документации или ошибки при заполнении отдельных бланков могут повлечь отказ или приостановку регистрации. Для оформления права собственности владелец земли должен представить следующий комплект документов:

  • заявление о проведении регистрационных действий (если одновременно проходит постановка участка на кадастровый учет, подается единое заявление);
  • общегражданские паспорта всех участников правоотношений (например, сторон по гражданской сделке с землей);
  • правоустанавливающие документы – свидетельство о праве (выдавалось до июля 2016 года), выписка из госреестра ЕГРН (выдается с июля 2016 года), свидетельство о наследстве, распорядительный акт органа власти и т.д.;
  • документы, удостоверяющие проведение сделки (договор, передаточный акт);
  • межевой план на участок, в котором закреплены границы земли и иные количественные и качественные параметры объекта;
  • нотариальная доверенность на представителя, если ему поручена регистрация;
  • платежное поручение, подтверждающее факт оплаты госпошлины (в настоящее время размер пошлины составляет 2000 рублей для граждан и 22 000 рублей для юрлиц).

В зависимости от особенностей конкретной ситуации, состав документов может существенно расширяться. Например, для оформления права по итогам сделки с земельным объектом долевой собственности потребуется представить договор, удостоверенный в нотариальной конторе.

Ключевой набор сведений, который потребуется регистрационным органам, будет содержаться в договоре на гражданскую сделку и межевом плане на участок. Для обращения за изготовлением межевого плана необходимо самостоятельно выбрать кадастрового инженера и представить ему все документы на земельный участок. В ходе кадастровых работ будут определены характерные точки границ надела, которые нужно согласовать с владельцами смежных земельных объектов. Такой акт согласования будет являться неотъемлемым приложением к межевому плану.

При совершении гражданских сделок с землей стороны должны согласовать все существенные и факультативные условия, после чего в договор включаются следующие пункты:

  • данные о месте и дате составления документа;
  • полные сведения о сторонах договора;
  • детальное описание предмета договора – кадастровый номер участка, площадь, категория и вид разрешенного пользования, и т.д.;
  • основания для заключения сделки;
  • цена земли и порядок расчетов между контрагентами (если сделка носит возмездный характер);
  • порядок перехода прав на землю;
  • наличие ограничений и обременений, которые сохраняются при регистрации права собственности (например, частный или публичный сервитут).
Читайте так же:  Норматив потребления воды на одного человека в месяц без счетчиков

Все условия договора должны отвечать требованиям законодательных актов, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.

Если земля приобретена в собственность путем приватизации из муниципального фонда, на регистрацию будет представлен не только выкупной договор, но и платежное поручение, подтверждающее оплату стоимости участка. На момент обращения в службу Росреестра нужно подтвердить полную оплату по договору, если иное не оговорено условиями выкупа.

Если основанием для регистрации выступает судебный акт, должностные лица Росреестра обязаны исполнить его точно по содержанию. Для этого представленное судебное решение должно содержать точные сведения о правообладателе, а также о параметрах земельного объекта (кадастровый номер, адрес месторасположения, площадь и т.д.). При необходимости, заявитель или государственный регистратор могут обратиться за разъяснением судебного акта.

Куда обращаться

Федеральный закон № 218-ФЗ допускает различные способы обращения за регистрацией прав на землю, граждане вправе самостоятельно выбирать наиболее удобный вариант. Обратиться за совершением регистрационных действий можно следующим образом:

  1. непосредственно в территориальное учреждение Росреестра, для этого можно предварительно записаться на прием по единому федеральному номеру;
  2. через систему Многофункциональных центров;
  3. путем заполнения электронной формы заявления через официальный портал госуслуг.

В каждом из перечисленных вариантов регистрационные действия будут проводиться должностными лицами Росреестра, а из МФЦ документы будут направлены в порядке межведомственного обмена информацией.

Способ обращения не влияет на результаты регистрации, в каждом случае все сведения о праве собственности будут внесены в госреестр ЕГРН. а правообладатель получит надлежащий правоустанавливающий документ.

Сроки регистрационной процедуры

Так как регистрационные действия входят в состав государственных услуг, сроки оформления прав на землю регламентируются на федеральном уровне. Согласно нормам Федерального закона № 218-ФЗ, продолжительность регистрационной процедуры определяется следующим образом:

  • семь рабочих дней – при подаче документов напрямую в службу Росреестра;
  • девять рабочих дней – при обращении правообладателя в Многофункциональный центр;
  • три и пять рабочих дней соответственно, если на регистрацию поступают документы по сделкам, прошедшим нотариальное удостоверение (например, при оформлении прав на землю по итогам наследственной процедуры).

При обращении на регистрацию заявитель получает расписку, в которой будет указана дата обращения за итоговыми документами. Сокращение указанных сроков возможно только при наличии такой возможности у регистрационных органов, граждане не могут повлиять на продолжительность оформления документов.

Нюансы регистрационных действий на землю

Одновременно с регистрацией прав на участки могут возникать специфические нюансы и сложности, которые нужно учитывать заявителю. Выделим наиболее распространенные проблемные ситуации, которые могут возникать на стадии регистрации:

  1. если ранее на земельный участок были зарегистрированы ограничения или обременения, они сохранят свою силу, если иное не предусмотрено законом или соглашением;
  2. регистрация перехода прав на землю, при наличии зарегистрированного обременения в виде залога, допускается только при условии согласия залогодержателя;
  3. одновременно с регистрацией прав на землю могут проводиться аналогичные действия с объектами капитального строительства, размещенными на участке (например, регистрационные действия могут проводиться одновременно для жилого дома и участка под ним).

Также отдельные нюансы могут возникать при регистрации сделок продажи земли, если стороны предусмотрели порядок расчета после обращения в службу Росреестра. В этом случае до момента полного исполнения денежных обязательств будет установлен залог в силу закона, который впоследствии может быть снят.

При совершении односторонних сделок для проведения регистрационных действий достаточно заявления от самого правообладателя. Если на регистрацию представлен двусторонний договор, заявление будет подписываться обеими сторонами, а получить итоговые документы сможет сам новый собственник.

Что получает собственник после регистрации

Регистрационная процедура позволяет официально закрепить право собственности на землю в федеральной базе данных ЕГРН. Для подтверждения этого факта собственник сможет получить в службе Росреестра или Многофункциональном центре выписку из ЕГРН. а также удостоверенный договор с регистрационной отметкой.

С июня 2016 года надлежащим правоустанавливающим документом является только выписка из госреестра ЕГРН (до декабря 2016 года реестр носил название ЕГРП). Если собственник обращался за регистрацией до указанного момента, у него на руках будет свидетельство о праве. Этот документ сохраняет свое юридическое значение, обращаться за его заменой не нужно. Замена свидетельства на выписку ЕГРН будет происходить при первом последующем обращении в органы регистрации.

Также с января 2017 года собственнику земли не выдается кадастровый паспорт на участок. Вместо этого, содержание кадастрового паспорта полностью включено в выписку ЕГРН, в том числе графическая схема земельного надела с указанием его границ и площади. Ранее выданные кадастровые паспорта в настоящее время не применяются.

Видео (кликните для воспроизведения).

После регистрационных действий собственник не только приобретает возможность защищать свое право от посягательств третьих лиц, но и может распоряжаться землей по собственному усмотрению – заключаться договоры, совершать возмездные и безвозмездные сделки, передавать землю во временное пользование. При этом должны соблюдаться правила категории земель и вида разрешенного пользования участков.

Источники


  1. Воробьева, Ольга Составление договора. Техника и приемы / Ольга Воробьева. — М.: Юрайт, 2015. — 192 c.

  2. Вышинский, А.Я. Марксистско-ленинское учение о суде и советская судебная система / А.Я. Вышинский. — М.: [не указано], 2015. — 177 c.

  3. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.
  4. Речи советских адвокатов. — М.: Юридическая литература, 2014. — 172 c.
  5. Миронов Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн; Книжный мир — М., 2015. — 672 c.
Нужно ли регистрировать право собственности на землю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here