Общедомовые счетчики тепла кто должен устанавливать

Самое важное по теме: "Общедомовые счетчики тепла кто должен устанавливать" с профессиональными комментариями. Если вы в процессе чтения не нашли ответ на интересующий вопрос или сомневаетесь, то его всегда можно задать дежурному юристу.

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие «Воронежтеплосеть», которое снабжало водой один из домов-«нарушителей».

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Тогда МКП «Воронежтеплосеть» обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО «УК «Городок» – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта «Народный адвокат» по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. «Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании», – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Читайте так же:  Возврат бракованных и неподошедших автозапчастей по закону

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов «Гордейчик и партнеры»

«Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе».

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. «в» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Так, липецкое ООО «Водоканал», которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО «Водоканал». Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

[3]

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Читайте так же:  Как вернуть кухню «икеа»

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

Кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета – от и до

Общедомовые приборы учета (ОДПУ) достаточно важны для контроля потребления энергоресурсов, газа и воды со стороны собственников жилья. На основании именно их показаний уполномоченные лица могут проверить достоверность информации из своей базы данных.

Законодательство четко регламентирует обязательный порядок установки счетчиков и правила их эксплуатации, однако вокруг подобной практики существует много недопониманий со стороны обычных граждан.

[1]

Для того чтобы разобраться с вопросом о том, кто должен оплачивать установку общедомовых приборов учета, и прочими нюансами рассматриваемой темы, настоятельно советуем обратить внимание на представленный ниже материал.

Основные законодательные положения

Законодательство РФ требует от собственников квартир оснащения дома общедомовыми приборами учета. Фото № 1

Абсолютно любая сфера жизнедеятельности гражданина РФ регулируется соответствующим законодательным актом. Что касается процедуры установки ОДПУ, то в юридическом плане она не столь сложна, но наполнена немалым количеством нюансов.

Рассматривая данную тему под разным углом, может потребоваться обращение к некоторым Федеральным законам и Жилищному Кодексу РФ (ЖК РФ).

Обобщая представленную в нормативных актах информацию, можно выделить следующие наиболее фундаментальные понятия, касающиеся рассматриваемой нами темы:

  • Все собственники частных домов, квартир и прочих жилых помещений обязуются оснастить свое жилье приборами учета для всех ресурсов, предоставляемых им на правах ЖКХ. Весь процесс установки, эксплуатации и оплаты работ собственник жилья берет на себя. При отсутствии ОДПУ на собственника будет наложена повышенная ставка на оплату ЖКУ (до 1,6 на общую сумму к оплате) до тех пор, пока приборы не будут установлены (Федеральный закон № 261 и 344).
  • Собственник обязуется нести все расходы на содержание своего жилья, а также участвовать в процессе оплаты расходов на содержание общего имущества (применимо для многоквартирных домов) – ЖК РФ.

Как видите, законодательная база темы установки ОДПУ достаточно доступно и грамотно пояснена гражданам. Однако стоит понимать, что выше представлены лишь основные законодательные положения, касающиеся рассматриваемого вопроса. В ряде ситуаций сильного «углубления» в законодательство просто не избежать.

Кто должен оплачивать установку ОДПУ

За чей счет оплачивается установка ОДПУ в многоквартирных домах? Фото № 2

Исходя из представленной ранее информации, стало понятно, что все расходы на установку ОДПУ возложены на собственника жилья. В том случае, когда дом частный – ситуация крайне проста: его владелец должен обратиться в соответствующие компании с целью организовать установку необходимых счетчиков, а после осуществления работ оплатить их.

Однако что делать жителям многоквартирных домов?

В данной ситуации вопросы оплаты и установки ОДПУ решаются в несколько ином варианте. Во-первых, каждый собственник отдельной квартиры (или несколько собственников) обязуется оплатить и организовать установку счетчиков именно для своего жилья. Такая практика является индивидуальной и осуществляется с целью учета потребления ресурсов в конкретном жилище.

Во-вторых, необходимо поставить вопрос о том, согласны ли все жильцы многоквартирного дома осуществить установку общего счетчика. Подобная практика не обязательна, однако после ее осуществления все жильцы дома получат ряд привилегий:

  • полный контроль соответствия ресурсов норме;
  • полный контроль наличия каких-либо утечек в общедомовом масштабе;
  • предотвращение потенциальных проблем, связанных с утечками и прочими недочетами с ЖКУ в общедомовом масштабе;
  • возможность существенно сэкономить на ресурсах.

Оплата установки ОДПУ в многоквартирных домах осуществляется от лица всех собственников жилья по предварительному сговору и общему сбору необходимых средств.

Порядок процедуры принятия решений об установке счетчиков и оплате работ

Процедура принятия решения и установки ОДПУ. Фото № 3

Принять решение об установке приборов учета должен собственник жилья или все собственники коллективно (если их несколько или речь идет об установке ОДПУ для многоквартирного дома). Стоит понимать, что установка счетчиков на любой вид потребляемых ресурсов помогает:

  • оплатить то количество ресурсов, которое было потреблено по факту;
  • сэкономить на оплате ЖКУ, так как исключаются перерасчеты из-за потерь ресурсов «по пути» до жилища;
  • четко фиксировать какую-либо потерю ресурсов.

На данный момент установка общедомовых приборов учета не является обязательной, однако при их отсутствии правительство имеет полное право взимать плату за ресурсы с некоторым увеличением (до 1,6 от общей суммы).

Последние законы регламентировали обязанность жилищно-управляющей компании (ЖУК) проводить своевременные и периодические оповещения жильцов как частных, так и многоквартирных домов о том, чтобы они задумались об установке ОДПУ.

В случае с частным домом собственник сам определяет: нужен ли счетчик или нет. При желании установить его – он организовывает работы по установке и оплачивает их осуществление. Если вопрос об определении необходимости установки ОДПУ встал перед жильцами многоквартирного дома, то им необходимо:

  1. Провести собрание жильцов и определить: нужен ли ОДПУ или нет.
  2. Уведомить ЖУК о своем желании установить прибор или отказаться от подобной практики.
  3. При необходимости организовать работы и собрать деньги (поровну с каждого жильца) на оплату работ по установке ОДПУ.

После осуществления установки ОДПУ за ним необходимо следить ЖУК, а данные с его учета будут доступны всем жильцам.

Нюансы оплаты установки ОДПУ

Как оплатить установку ОДПУ? Фото № 4

При решении установить ОДПУ необходимо учитывать некоторые нюансы оплаты работ по установке. Точнее, они следующие:

  • Оплата работ осуществляется со всех собственников многоквартирного дома в равном объеме.
  • По предложению ЖУК или компании, постанавливающей ресурсы в конкретный дом, жильцы могут провести оплату работ в рассрочку.
  • Срок, за который жильцы должны выплатить рассрочку, имеет максимальный предел – 60 месяцев. Более точно он устанавливается в соответствующем договоре.
  • Рассрочка также может быть оформлена и при установке счетчика в частном доме.
  • В некоторых ситуациях дополнительных сборов со всех жильцов многоквартирного дома можно избежать. Например, если общий бюджет на ремонт дома, собранный теми же жильцами, позволяет осуществить установку ОДПУ за счет средств, взятых именного из него.
  • При наличии программ безвозмездной установки ОДПУ в конкретном регионе жильцы многоквартирного дома могут ей воспользоваться и осуществить установку совершенно бесплатно.

Учитывать представленные выше нюансы оплаты установки приборов учета стоит, ведь некоторые из них могут помочь сэкономить немалые средства.

Особенности процедуры

Права и обязанности владельцев квартир в многоквартирных домах. Фото № 5

Читайте так же:  Оскорбление личности статья

В заключение сегодняшней статьи наш ресурс решил представить некоторые особенности процедуры установки ОДПУ, которые так или иначе интересны и важны к рассмотрению:

  1. ЖУК обязана оповещать жильцов о возможности и целесообразности установки приборов учета. Если подобное мероприятие она не проводит, то должна быть наказана в соответствии с законодательством РФ.
  2. В некоторых ситуациях при отказе жильцов от установки приборов учета на них могут быть наложены штрафные санкции (исходя из позиции местного муниципалитета относительно организации установки ОДПУ).
  3. Средства на оплату установки приборов учета могут браться из общего бюджета, собранного жильцами на ремонт дома. Однако если подобное отчуждение средств из бюджета сделает невозможным проведение какой-либо другой ремонтной процедуры, то жильцам придется в отдельном порядке осуществлять сбор средств на установку ОДПУ.
  4. После осуществления установки приборов учета жильцы многоквартирного дома или собственник отдельного жилья обязуются оплатить работу устанавливающей компании. Если они откажут в оплате, то к ним применяются определенные положения законодательства, которые определяют меру наказания за подобные правонарушения.
  5. Какие-либо проблемы, связанные с установкой ОПДУ, могут быть решены через суд в соответствующем судебном порядке.

В целом, представленный выше материал в полной мере освещает тему, касающуюся установки и оплаты общедомовых приборов учета. Надеемся, информация была полезна и дала вам ответы на многие вопросы.

Детальнее о выгодах от установки общедомовых приборов учета тепла и автоматизированных тепловых пунктов вы можете узнать из видео:

Видео (кликните для воспроизведения).

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме: благо или наказание

Отопление — одна из самых затратных статей в квитанции по оплате коммунальных услуг. В основе расчета лежат нормативы и тарифы — показатели, установленные в соответствии с законодательством РФ органами исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования цен. Также структура платежа может включать объемы потребления тепловой энергии в том случае, если установлен общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме. Давайте узнаем, в каких случаях требуется установка, как правильно это сделать и какую выгоду получат жители.

Назначение общедомового счетчика на отопление

После того как Жилищный кодекс определил, что общее имущество многоквартирного дома является собственностью жильцов, зона их ответственности значительно расширилась. Обязанности по содержанию и обслуживанию общедомового имущества легли на плечи владельцев квартир.

Поскольку отказаться от оплаты общедомовых нужд невозможно, имеет смысл сократить расходы на отопление жилых и нежилых помещений и оплачивать лишь фактически полученное тепло.

Для измерения объема потребленной энергии устанавливается общедомовой прибор учета (ОДПУ) тепла. Оплачивая отопление в многоквартирном доме по счетчику, вы сможете контролировать энергопотребление и вести учет расходов. Это не единственная цель установки ОДПУ.

Другая цель, которую преследует управляющая компания, — стимулирование жильцов экономить тепло вне собственных квартир и бережно относиться к общему имуществу.

Если двери и окна в подъезде будут плотно закрыты, тепло сохранится, а жители получат услугу в полном объеме.

Следует сразу упомянуть, что ОДПУ сам по себе ничего не экономит. Это всего лишь прибор учета, дающий более точные данные для определения итоговой суммы оплаты за отопление, нежели нормативы.

Установка общедомового счетчика тепла — это законно

Впервые об общедомовых счетчиках заговорили еще в 2009 году, когда был издан Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». В первоначальном варианте закон предписывал обязательную установку ОДПУ в многоэтажных домах до 1 января 2012 года. Позже этот срок продлевался несколько раз.

Последнее изменение срока до 1 января 2019 года и до 1 января 2021 года (для Крыма и Севастополя) было закреплено Федеральным законом N196-ФЗ от 26.07.2017.

Таким образом, закон про общедомовые счетчики на отопление однозначно подтверждает необходимость их установки в многоквартирных домах. Исключение допускается только для ветхих, аварийных и подлежащих сносу домов, а также объектов, на которых установка счетчика технически невозможна из-за несоответствия параметров инженерной сети условиям монтажа устройства.

Процедура установки коллективного прибора учета тепла

Если централизованная система теплоснабжения располагает технической возможностью установки общедомового прибора учета тепловой энергии, он должен быть установлен.

Во вновь построенных домах приборы учета энергии устанавливаются до сдачи объекта в эксплуатацию. Это требование содержит закон об установке общедомового счетчика от 23.11.2009 №261-ФЗ в пп.7-8 статьи 11, а п.9 статьи 13 определяет зону ответственности по установке ОДПУ в домах, где он отсутствует.

[2]

Чтобы в доме появился общедомовой прибор учета, необходимо пройти несколько этапов процедуры его установки.

  1. Собрание собственников многоквартирного дома (МКД) — основание для того, чтобы была проведена установка теплосчетчиков на отопление в многоквартирном доме.
  2. Собрание может инициировать Управляющая компания. В ТСЖ, ЖСК, ЖК собрание проводится на основании заявления собственников, достаточно 10% подписей от общего числа голосов.
  3. Технические условия на установку ОДПУ, в соответствии с которыми будет производиться его проектирование и установка, выдает теплоснабжающая организация.

Организации, ответственные за установку ОДПУ

Согласно закону №261-ФЗ, обязанность по установке коллективного прибора учета тепловой энергии возлагается на собственников квартир многоэтажного дома, которые должны осуществить данное мероприятие самостоятельно, выбрав поставщика оборудования и подрядчика для проведения работ.

Читайте так же:  Как не платить кредит тинькофф законно

Допустив, что будут существовать дома, не оснащенные ОДПУ, законодатели определили, кто должен устанавливать счетчики на тепло в таком случае. Так, если на 1 июля 2012 года в домах отсутствовал прибор учета тепла, обязанность по его установке перекладывалась на ресурсоснабжающую организацию (РСО).

Кроме того, РСО обязана подготовить предложения об оснащении многоквартирных домов приборами учета и провести соответствующие работы, что подтвержденр в письме ФАС России от 08.12.2011 № АГ/45584.

Таким образом, распространенная информация о том, что управляющая компания устанавливает счетчики на отопление, ошибочна. Задача УК заключается лишь в том, чтобы:

  • довести до сведения собственников квартир МКД необходимость установки коллективного счетчика тепла;
  • организовать собрание;
  • оформить протокол согласия.

Мероприятия по установке прибора могут проводить организации-поставщики теплоэнергии или специализированные компании, которые имеют:

  1. Квалифицированных специалистов в штате компании.
  2. Разрешение на выполнение соответствующего вида работ, выданное СРО.

Сколько стоит общедомовой счетчик на отопление

Поскольку тепловые счетчики на отопление, в соответствии с законом №261-ФЗ, являются собственностью жильцов многоквартирного дома и все затраты на их покупку и установку несут именно они, вопрос стоимости ОДПУ весьма важен. Рассмотрим, из каких статей расходов складывается сумма установки коллективного счетчика.

  1. Стоимость прибора. Цена теплового счетчика напрямую зависит от его типа и производителя. Существует несколько типов счетчиков тепла:
    • тахометрический — наиболее дешевые модели (6-10 тысяч рублей) со сроком службы от 2 до 4 лет;
    • вихревой — более дорогой вариант, средняя цена которого составляет 15 тысяч рублей;
    • электромагнитный — стоимостью 15-17 тысяч рублей;
    • ультразвуковой — в зависимости от модели цена у производителя колеблется от 15000 до 50000 рублей.
  1. Стоимость подготовки документа, содержащего технические условия системы теплоснабжения, и разработки проектной документации на оборудование узла учета.
  2. Цена дополнительного комплекта оборудования и сопутствующих материалов.
  3. Стоимость установки: монтажные, электромонтажные, а также пуско-наладочные работы.

Все затраты выливаются в довольно высокую сумму: от 150 до 300 тысяч рублей. Вот ее и предстоит оплатить жителям дома. Сделать это можно несколькими способами:

  • единовременным платежом (обязательно для юрлиц);
  • рассрочкой платежа, которая предоставляется на срок до 60 месяцев и уплачивается равными частями. Процентная ставка зависит от ставки рефинансирования, установленной ЦБ.
  • средствами фонда капремонта при условии, что эта услуга введена в список работ по капремонту общего имущества в МКД по субъекту РФ, в соответствии с ЖК РФ (ч. 2 ст. 166).

Механизм оплаты отрегулирован законом: сумма распределяется между всеми собственниками квартир в зависимости от площади жилья и сроков внесения средств.

Правила установки общедомовых счетчиков тепла в многоквартирном доме

Процесс учета потребления коммунальных ресурсов должен соответствовать законодательству. Для этих целей устанавливаются общедомовые счетчики тепла в многоквартирном доме , которые обеспечивают надежный контроль и фиксацию показаний. Монтаж ОДПУ — обязательная процедура, выполняемая с соблюдением действующих правил. Существуют причины, которые позволяют избежать размещения общего расходомера.

Закон о счетчиках на отопление в многоквартирном доме

В ноябре 2009 года вышел закон ФЗ № 261, на основании которого регламентируется учет потребленных ресурсов. В соответствии со ст. 13 нормативного акта все строения, включая многоэтажные жилые дома, которые подключены к сетям центрального снабжения энергетическими ресурсами, должны оборудоваться общедомовыми приборами учета горячей воды и тепла в зависимости от типа системы.

На основании ФЗ № 261 и № 190 показания, полученные от ОДПУ, смонтированного по всем правилам и введенного в эксплуатацию, являются основой для расчета ежемесячного платежа. Дополнительно было разработано и принято Постановление Правительства № 354 (с некоторыми поправками), которое внесло точность в процесс установки, технического обслуживания и поверки общедомовых приборов учета тепловой энергии. Регламентировался в документе и порядок расчета.

На основании действующих законодательных и нормативных актов было закреплено следующее:

  1. Теплосчетчик должен обязательно присутствовать в многоквартирном доме, за исключением случаев, которые делают установку невозможной и прописаны отдельным перечнем.
  2. Общедомовой прибор монтируется в соответствии с техническими правилами и с учетом типа сетей. Для этого в обязательном порядке выполняется согласование с теплоснабжающей организацией и разработка проекта.
  3. Наличие счетчика при получении советующего разрешения от исполнителя коммунальных услуг дает право на установку в каждой квартире ИПУ тепловой энергии. В иной ситуации расчет происходит в зависимости от индивидуальной жилой площади помещения и ОДН.

Наличие вертикальной разводки отопления считается главным «камнем преткновения» при получении разрешения на установку ИПУ в каждой квартире

ОДПУ — достаточно выгодное решение, но при условии, что устранены все внутридомовые потери тепла, проведен ремонт общих помещений и, главное, минимизирована утрата тепловой энергии из-за недостаточной изоляции фасадов или иных частей, которые взаимодействуют с системой подачи ресурса.

При соблюдении нюансов, согласно отзывам потребителей, экономия может быть существенной, особенно при дополнительном наличии ИПУ.

Установка общедомовых приборов учета тепла

Процесс монтажа устройств в многоквартирных домах осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Кто должен устанавливать и оплачивать

Счетчики тепловой энергии — важный инструмент, позволяющий получать реальные показания расхода коммунального ресурса. Для большего эффекта в многоэтажных домах с множеством собственников принято устанавливать комплекс соответствующего оборудования — узел учета тепловой энергии. Совокупность приборов обеспечивает не только контроль за количеством потребленного тепла, но и позволяет отслеживать соответствие носителя нормативу.

Для владельцев квартир достаточно важна проблема, связанная с оплатой за общедомовой счетчик и монтаж устройства. Согласно законодательству, действует следующий порядок:

  • На основании Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, установка приборов учета тепла происходит исключительно за счет собственников жилых и коммерческих помещений многоэтажного дома. Схожая норма прописана и ПП РФ № 354, где указывается, что все расходы по обеспечению объекта счетчиками несут владельцы.
  • Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (в ред. за 2018 год) регламентирует, что если собственники самостоятельно не приняли решение о размещении ОДПУ в доме, общий счетчик будет устанавливаться принудительно. В такой ситуации каждый владелец должен внести часть назначенной суммы в установленный срок. Исключения действуют, если для монтажа были предусмотрены денежные средства, которые формировались в качестве целевых взносов или иного вида накоплений.
  • На основании исполнения № 261-ФЗ жители могут воспользоваться возможностью установки теплосчетчиков на систему отопления, которая предполагает получение рассрочки на срок до 5 лет. В такой ситуации счетчик и монтаж будут в итоге стоить дороже, ведь дополнительно начисляется годовой процент, который рассчитывается исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Читайте так же:  Образец приказа об увольнении по собственному желанию

Установку расходомеров выполняют только специализированные организации: коммерческие структуры с соответствующим допуском или теплоснабжающие компании, которые чаще всего предоставляют весь комплекс платных и бесплатных услуг (размещение, наладка, тестирование, ввод в эксплуатацию и опломбировка). При обращении в частные фирмы исполнитель коммунальных услуг должен быть информирован о проведении работ, выдав соответствующее разрешение.

На заметку! Смонтированный счетчик сдается в эксплуатацию поставщику ресурса, а до обслуживания допускаются только организации или лица с соответствующей квалификацией.

Можно ли отказаться

Собственники квартир не могут самостоятельно принимать решение, что дом, подключенный к централизованной системе отопления, не будет оборудоваться общим прибором учета. Но существуют причины, в связи с которыми тепловые счетчики на отопление нельзя поставить даже принудительно:

  1. Работы не могут быть выполнены без изменения конструкции объекта или систем, расположенных внутри.
  2. Дом признан ветхим или аварийным, подлежит расселению.
  3. Невозможно обеспечить соблюдение норм, которые предъявляются к участку монтажа и внешним факторам: организовать свободный доступ к месту установки счетчика, исключить воздействие влажности, температуры или электромагнитных помех.

Общедомовые системы учета тепловой энергии должны размещаться в специально оборудованных, а главное — сухих помещениях, в противном случае монтаж счетчиков запрещен

Основные факторы зафиксированы в Приказе № 627 от 29.12.2011, который утвержден Министерством регионального развития РФ. УК или ТСЖ совместно с теплоснабжающей организацией должны составить и подтвердить невозможность размещения прибора соответствующим актом.

Заключение

Установка общедомовых счетчиков тепла по большей части затрагивает старый жилой фонд, ведь новые многоэтажные объекты оснащаются индивидуальным отоплением. Ввиду обязательности монтажа ОДПУ нужно выполнять работы согласно существующим правилам.

Все действия должны быть согласованы со снабжающей организацией. Обязательно составление проекта и допуск до монтажа специализированной компании.

Общедомовый счетчик тепла: зачем он нужен и кто должен оплачивать его установку? Разъяснения коммунальщиков

Нередко посетители ЭнергоВОПРОС.ру просят разъяснить: в квитанции на жилищно-коммунальные услуги появилась новая строчка, называется «установка ОДПУ», что это такое и откуда она взялась? Разъясняем, ОДПУ в данном случае означает «общедомовой прибор учета», его устанавливают с целью учета потребления того или иного коммунального ресурса во всем доме. Чаще всего речь идет об общедомовых приборах учета воды и тепла. Разберемся с отоплением.

Общедомовой прибор учета отопления. Зачем ставить и кто будет платить?

В соответствии с требованиями ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» все многоквартирные дома должны были быть оборудованы общедомовыми приборами учета тепла, если имеется техническая возможность это сделать.

Те дома, в которых есть возможность установки счетчика, обязаны его установить. В противном случае, тепловая компания имеет право начислять собственникам повышающий коэффициент. С 1 января 2017 года он составляет 1,5.

Решение об установке в многоквартирном доме общедомового прибора учета на отопление должны принять собственники на общем собрании. Достаточно собрать 51% голосов. Согласно ФЗ №261, счетчик должен быть установлен за счет собственников многоквартирных домов. За неприватизированные квартиры доплачивает муниципалитет.

Если решение принято, то с ним необходимо обращаться в теплоснабжающую организацию, которая поставляет это вид коммунального ресурса в многоквартирный дом. «Ресурсникам » подается заявление на установку счетчика, а так же представляется протокол собрания и соответствующие документы.

Теплоснабжающая компания в такой ситуации обязана взять на себя как установку прибора учета, так и сбор средств с собственников. Заплатить можно в рассрочку, сроком от года до пяти лет. Сумма будет начисляться в квитанцию об оплате за отопление. Те собственники, которые в свое время приняли решение перечислять деньги за капитальный ремонт на спецсчет, могут взять средства на оплату счетчика с этого счета.

После того как прибор учета будет установлен и собственники примут решение оплачивать счета за отопление по счетчику, можно перейти на оплата отопления по факту. То есть жители будут платить за отопление с октября по апрель. Остальные месяцы платы за отопление не будет.

Видео (кликните для воспроизведения).

По словам начальника управления ЖКХ города Новомсковск Марьяны Никандровой, те жители, которые уже установили в своих домах приборы учета, почувствовали экономию. «Даже дома с горячим водоснабжением, у которых оплата за тепло больше, чем у тех, у кого централизованное отопление – сэкономили порядка семи тысяч рублей за год, для остальных экономия будет еще больше. Если учесть, что повышающий коэффициент для тех, кто не установил счетчики, будет расти и в дальнейшем, то экономия очевидна», — добавляет она.

Источники


  1. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.

  2. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.

  3. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.
  4. Горшенева, И.А. Теория государства и права. Гриф МВД РФ / И.А. Горшенева. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 910 c.
  5. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
Общедомовые счетчики тепла кто должен устанавливать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here