Периоды, за которые определяется среднемесячный заработок при назначении пенсии

Самое важное по теме: "Периоды, за которые определяется среднемесячный заработок при назначении пенсии" с профессиональными комментариями. Если вы в процессе чтения не нашли ответ на интересующий вопрос или сомневаетесь, то его всегда можно задать дежурному юристу.

Постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 818 «Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 818
«Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих»

С изменениями и дополнениями от:

4 августа 2015 г., 9 августа 2016 г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

17 октября 2009 г.

Правила
определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих

С изменениями и дополнениями от:

4 августа 2015 г., 9 августа 2016 г.

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», определяют порядок расчета среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих (далее соответственно — среднемесячный заработок, гражданские служащие).

2. Для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:

а) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы (далее — должностной оклад);

б) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;

в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;

г) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;

д) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

е) ежемесячное денежное поощрение;

ж) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

з) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

3. Кроме выплат, указанных в пункте 2 настоящих Правил, для определения среднемесячного заработка учитываются также другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

4. Для определения среднемесячного заработка гражданских служащих, денежное содержание которых устанавливается в виде единого денежного вознаграждения в соответствии с частью 3 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — денежное вознаграждение), учитываются следующие выплаты:

а) денежное вознаграждение;

б) ежемесячное денежное поощрение;

в) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

г) другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

5. За период сохранения за гражданским служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации денежного содержания по замещаемой им должности федеральной государственной гражданской службы для определения среднемесячного заработка учитывается указанное денежное содержание.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 9 августа 2016 г. N 761 в пункт 6 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

6. Расчет среднемесячного заработка производится по выбору гражданского служащего исходя из денежного содержания и других выплат, указанных в пунктах 2 — 4 настоящих Правил, за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 — 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» (дававшего право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») (далее — расчетный период).

7. При исчислении среднемесячного заработка из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в отпусках без сохранения денежного содержания, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, а также период временной нетрудоспособности. Начисленные за это время суммы соответствующих пособий не учитываются.

8. Размер среднемесячного заработка при отсутствии в расчетном периоде исключаемых из него в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил времени нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и периода временной нетрудоспособности определяется путем деления общей суммы денежного содержания и других выплат, указанных в пунктах 2 — 4 настоящих Правил, начисленной в расчетном периоде, на 12.

В случае если из расчетного периода исключаются в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил время нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и период временной нетрудоспособности размер среднемесячного заработка определяется путем деления указанной суммы на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножения на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году). При этом выплаты, указанные в подпунктах «ж» и «з» пункта 2, пункте 3 и подпунктах «в» и «г» пункта 4 настоящих Правил, учитываются при определении среднемесячного заработка в размере одной двенадцатой фактически начисленных в этом периоде выплат.

9. В случае если расчетный период состоит из времени нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и периода временной нетрудоспособности, указанных в пункте 7 настоящих Правил, а также если в расчетном периоде отсутствуют фактически отработанные дни, по выбору гражданского служащего исчисление среднемесячного заработка производится:

[1]

а) с учетом положений пункта 8 настоящих Правил исходя из суммы денежного содержания и других выплат, указанных в пунктах 2 — 4 настоящих Правил, начисленной за предшествующий период, равный расчетному;

б) с применением положения абзаца первого пункта 8 настоящих Правил исходя из фактически установленного ему денежного содержания в расчетном периоде.

10. При замещении гражданским служащим в расчетном периоде должностей федеральной государственной гражданской службы в различных федеральных государственных органах исчисление среднемесячного заработка производится с учетом положений пунктов 6 — 8 настоящих Правил исходя из начисленного в расчетном периоде суммированного денежного содержания и других выплат, указанных в пунктах 2 — 4 настоящих Правил, в соответствии с замещаемыми должностями федеральной государственной гражданской службы.

Читайте так же:  Как оформить уход за пожилым человеком старше 80 лет в россии

11. При централизованном повышении (индексации) в расчетном периоде денежного содержания (денежного вознаграждения) учитываемые при исчислении среднемесячного заработка выплаты, за исключением установленных в фиксированном размере, рассчитываются с учетом соответствующего повышения (индексации), в том числе за часть расчетного периода, предшествующую дате повышения (индексации).

12. Гражданским служащим, замещавшим должности федеральной государственной гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами Российской Федерации, среднемесячный заработок определяется исходя из денежного содержания, устанавливаемого в рублях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Размер среднемесячного заработка, за исключением случаев его исчисления в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного гражданскому служащему в расчетном периоде либо сохраненного в этом периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Размер среднемесячного заработка, в том числе сохраненного гражданским служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации, определенный с учетом денежного содержания (оплаты труда), установленного им в соответствии с федеральными законами «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О прокуратуре Российской Федерации», не может превышать в расчетном периоде 2,8 должностного оклада по соответствующей должности федеральной государственной гражданской службы согласно перечню соответствия должностей, замещаемых указанными лицами, должностям федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым им исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утверждаемому Президентом Российской Федерации.

15. При замещении в расчетном периоде гражданским служащим должностей, по которым установлены различные должностные оклады (денежное вознаграждение), размер среднемесячного заработка не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), определяемого путем суммирования размеров установленных гражданскому служащему в каждом месяце расчетного периода должностных окладов (денежного вознаграждения) и деления полученной суммы на 12.

16. При работе гражданского служащего в расчетном периоде на условиях неполного служебного времени среднемесячный заработок не может превышать 2,8 фактически получаемого в расчетном периоде должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), в том числе исчисленного в порядке, предусмотренном пунктом 15 настоящих Правил.

17. Настоящие Правила не распространяются на гражданских служащих, особый порядок оплаты труда которых устанавливается в соответствии с частью 14 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.

В ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» были внесены изменения, касающиеся среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим (далее — госслужащие). В частности, максимальный размер такого заработка был увеличен с 2,3 до 2,8 должностного оклада.

На основании данных изменений утверждены правила определения среднемесячного заработка.

Среднемесячный заработок рассчитывается исходя из денежного содержания и других выплат за последние 12 месяцев госслужбы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости (далее — расчетный период). Приведен открытый перечень выплат, учитываемых при определении среднемесячного заработка.

Из расчетного периода исключаются время нахождения в отпусках без сохранения денежного содержания, по беременности и родам, по уходу за ребенком, а также период временной нетрудоспособности. Начисленные за это время пособия не учитываются.

Указано, как определяется максимальный размер среднемесячного заработка для различных категорий госслужащих.

Правила не распространяются на госслужащих, особый порядок оплаты труда которых устанавливается в зависимости от показателей эффективности и результативности служебной деятельности.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 818 «Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих»

Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 23 октября 2009 г. N 202, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 октября 2009 г. N 43 ст. 5068

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 9 августа 2016 г. N 761

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. N 790

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Минтруда РФ от 6 марта 2001 г. N 22 «Об утверждении разъяснения «О порядке определения периода, за который исчисляется среднемесячный заработок при назначении и перерасчете пенсии»

Постановление Минтруда РФ от 6 марта 2001 г. N 22
«Об утверждении разъяснения «О порядке определения периода, за который исчисляется среднемесячный заработок при назначении и перерасчете пенсии»

Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое разъяснение «О порядке определения периода, за который исчисляется среднемесячный заработок при назначении и перерасчете пенсии».

Министр труда и социального развития
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 мая 2001 г.

Регистрационный N 2702

Разъяснение Минтруда РФ от 6 марта 2001 г. N 2
«О порядке определения периода, за который исчисляется среднемесячный заработок при назначении и перерасчете пенсии»

В связи с запросами органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации о порядке определения периода, за который исчисляется среднемесячный заработок при назначении и перерасчете пенсии, Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъясняет:

В соответствии со статьями 102 и 107 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст.351; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 19, ст.2188; 1999, N 29, ст.3693)* среднемесячный заработок определяется за предусмотренные названными статьями Закона периоды работы (службы, кроме срочной военной службы), подлежащие зачету в общий трудовой стаж или специальный трудовой стаж (выслугу), дающий право на соответствующую пенсию, независимо от того, были или не были эти периоды фактически включены в подсчет трудового стажа при установлении пенсии.

В частности, пенсии по инвалидности, установленные при полном общем трудовом стаже в размерах, не являющихся минимальными или максимальными (статьи 32 и 33 Закона от 20 ноября 1990 г.), и пенсии за выслугу лет могут по заявлению пенсионеров пересчитываться в соответствии со статьей 107 Закона от 20 ноября 1990 г. из среднемесячного заработка, определенного за 24 месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) подряд после назначения пенсии, подлежащей зачету в общий трудовой стаж или специальный трудовой стаж (выслугу), дающий право на соответствующую пенсию, независимо от того, что эти пенсии не подлежат перерасчету на основании статьи 106 Закона от 20 ноября 1990 г. в связи с увеличением продолжительности общего трудового стажа.

Читайте так же:  Можно ли продать квартиру, если там прописан человек, но не собственник

* Далее именуется — Закон от 20 ноября 1990 г.

Пенсии по инвалидности, установленные при полном общем трудовом стаже в размерах, не являющихся минимальными или максимальными, и пенсии за выслугу лет могут по заявлению пенсионеров пересчитываться из среднемесячного заработка, определенного за 24 месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) подряд после назначения пенсии.

Постановление Минтруда РФ от 6 марта 2001 г. N 22 «Об утверждении разъяснения «О порядке определения периода, за который исчисляется среднемесячный заработок при назначении и перерасчете пенсии»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 мая 2001 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

Регистрационный N 2702

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 16 мая 2001 г. N 92, в еженедельном приложении к газете «Финансовая Россия» от 23 мая 2001 г., N 19, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 21 мая 2001 г., N 21, в газете «Налоги», май 2001 г., N 19, в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2001 г., N 5, в приложении к «Российской газете» 2001 г., N 20, в журнале «Экспресс-Закон», июля 2001 г., N 27, в журнале «Пенсия», 2001 г., N 6, в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2002 г., N 8

ЧГТРК-Радио «Южный Урал», 26.04.2012, интервью начальника отдела организации назначения и перерасчета пенсий ОПФР по Челябинской области Т.Д. Кунгурцевой, «Определение среднемесячного заработка для исчисления трудовой пенсии»

26 апреля 2012 10:19

Журналист: Татьяна Эдуардовна Палатинская.

Гость студии: начальник отдела организации назначения и перерасчета пенсий ОПФР по Челябинской области Татьяна Дмитриевна Кунгурцева.

Т.Д. Кунгурцева: Добрый день, Татьяна Эдуардовна! Добрый день, уважаемые радиослушатели! На предыдущих занятиях я называла три основных элемента, от которых зависит размер трудовой пенсии. Это: общий трудовой стаж до 01.01.2002; среднемесячный заработок до 01.01.2002; сумма страховых взносов после 01.01.2002.

Сегодня мы подробно поговорим о порядке определения среднемесячного заработка для исчисления трудовой пенсии.

Вопрос: За какие периоды может учитываться заработок для расчёта трудовой пенсии?

Ответ: Среднемесячный заработок по выбору застрахованного лица может определяться по одному из двух вариантов.

Первый вариант. За 2000 — 2001 годы.

Заработок за эти годы подтверждается только данными индивидуального (персонифицированного) учета.

Преимущество этого варианта состоит в том, что не нужно собирать документы о заработке. Он учитывается по имеющимся в распоряжении территориальных органов ПФР сведениям.

Второй вариант. За любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002.

Это может быть и начало трудовой деятельности, и её середина, и период, непосредственно предшествующий 2002 году.

Главное, чтобы заработок за 60 месяцев был подряд и в пределах трудовой деятельности до 01.01.2002.

Вопрос: Вправе ли гражданин, не имеющий заработка в 2000-2001 годах, так как он прекратил трудовую деятельность ранее, при обращении за назначением трудовой пенсии в настоящее время воспользоваться вариантом исчисления заработка за 24 последних месяца работы?

Ответ: Застрахованное лицо, у которого последние 24 месяца работы приходятся на период до 01.01.2002 и отсутствуют данные о заработной плате за 2000-2001 годы, при обращении за назначением трудовой пенсии вправе воспользоваться только вариантом исчисления пенсии из заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002.

Вопрос: Можно ли учесть заработок за 60 месяцев подряд, если гражданин длительное время работал в разных организациях, но продолжительность периода в каждой организации составила менее 60 месяцев?

Ответ: В названной ситуации пенсия также может быть исчислена из заработка за любые 60 месяцев подряд. При этом заработок за работу в двух или нескольких организациях необходимо последовательно набирать за 60 месяцев, идущих подряд друг за другом, пропуская только перерывы между работой.

Вопрос: А если между периодами работы имеются большие перерывы, например четыре года — работа, два года — перерыв, потом снова три года — работа?

Ответ: Продолжительность перерывов значения не имеет. В любом случае при определении среднемесячного заработка за 60 месяцев учитываются только те месяцы, когда выполнялась работа.

Месяцы, когда гражданин по тем или иным причинам не работал, просто пропускаются. В приведённом примере можно взять заработок за 48 месяцев до перерыва в работе и заработок за 12 месяцев после перерыва. При их суммировании получится заработок за 60 месяцев.

Вопрос: Следует ли при подсчёте заработка за 60 месяцев учитывать неполные месяцы? Например, гражданин поступил на работу 25-ого числа или уволился с работы 9-ого числа, то есть он получил зарплату за неполный месяц.

Ответ: Такие неполные месяцы могут не учитываться.

Пенсионным законодательством предусмотрены случаи, когда из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, по желанию заявителя исключаются отдельные месяцы работы. К ним относятся:

  • неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца;
  • период отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет;
  • время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья;
  • время осуществления ухода за инвалидом I группы, ребенком — инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения.

Исключенные из подсчёта месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

Например, женщина представила для назначения пенсии справку о заработной плате за 60 месяцев с 1987 года по 1991 год. Оказалось, что в указанный период она использовала отпуск по уходу за ребенком 1989 года рождения продолжительностью два года. По желанию заявителя может быть произведена замена названного отпуска на другой период работы. Так, вместо него может быть учтён заработок за 1985 и 1986 годы или за 1992 и 1993.

Вопрос: А можно ли произвести такую замену, если у работника отсутствовал заработок, так как он находился в отпуске без сохранения заработной платы?

Ответ: Нет, перечень случаев, когда отдельные месяцы заменяются другими, является исчерпывающим. Поэтому не подлежат замене неполные месяцы, в которых имели место:

  • отпуск без сохранения заработной платы по личной инициативе работника;
  • простой по вине предприятия;
  • отпуск без сохранения заработной платы по инициативе администрации в связи с приостановкой работы либо снижением объёма производства;
  • участие в забастовке;
  • прогул.
Читайте так же:  Как составить генеральную доверенность на представление интересов юридического лица

Вопрос: Подлежат ли замене периоды, за которые по каким-либо причинам документы о заработке не сохранились?

Ответ: Нет. Если документы о заработке за какие-либо периоды трудовой деятельности утрачены, замена указанных месяцев не производится.

Вопрос: Замена неполных месяцев осуществляется при любом варианте или только при определении заработка за 60 месяцев?

Ответ: Если заработок учитывается за 2000-2001 годы, замена неполных месяцев не производится, поскольку учитываемый заработок не может выходить за пределы указанного периода. Неполные месяцы подлежат замене только при выборе варианта определения заработка за 60 месяцев.

Вопрос: Можно ли при определении среднемесячного заработка суммировать заработок по основной работе с заработком, полученным в это же время на работе по совместительству?

Ответ: Да, можно. Также можно суммировать оплату за работу в организации и доходы от предпринимательской деятельности. Главное, чтобы они приходились на учитываемый для расчёта пенсии период.

Вопрос: Какие виды выплат включаются в состав заработка для исчисления пенсии?

Ответ: В заработок для исчисления пенсии включаются, прежде всего, все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы, на которые начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

За периоды работы до 01.01.1991, то есть до создания Пенсионного фонда Российской Федерации, в состав заработка для исчисления пенсии учитываются те виды выплат, с которых производилось отчисление взносов на государственное социальное страхование.

Наряду с указанными выплатами в заработок для исчисления пенсии включаются денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, выплачиваемое за период прохождения службы, и пособие по временной нетрудоспособности.

Вопрос: Включаются ли в состав среднемесячного заработка при определении размера трудовой пенсии пособие по беременности и родам и пособие по безработице?

Ответ: Нет, ни пособие по беременности и родам, ни пособие по безработице, при подсчёте среднемесячного заработка не учитываются.

Вопрос: Вопрос касается граждан, работавших в иностранных организациях за границей. Учитывается ли при исчислении их пенсии заработок, полученный в валюте?

Ответ: Нет, оплата за указанную работу исключается из подсчёта, а исчисление пенсии производится из заработка, полученного до или после работы за границей.

Вопрос: Среднемесячный заработок за 2000 — 2001 годы учитывается по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета. А каким образом подтверждаются данные о заработке за 60 месяцев?

Ответ: При определении заработка за 60 месяцев применяется такой же порядок как при подтверждении трудового стажа.

В частности, среднемесячный заработок за периоды после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В том случае, если заработок приходится на период до регистрации, среднемесячный заработок подтверждается справками, которые выдаются работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. К таким документам, как правило, относятся лицевые счета и платёжные ведомости.

Вопрос: Кто может выдать справку о заработной плате за 60 месяцев для оформления пенсии, если организация, в которой гражданин работал, ликвидирована?

Ответ: В тех случаях, когда имеет место ликвидация организации или прекращение ее деятельности по другим причинам, справки о заработке выдаются застрахованному лицу организацией, являющейся правопреемником, вышестоящей организацией или архивным органом, располагающими необходимыми сведениями.

Вопрос: При подготовке документов для оформления пенсии некоторые граждане сталкиваются с такой проблемой, когда организации, где они работали, ликвидированы, но лицевые счета и платёжные ведомости работников на хранение в архивные органы не переданы. Более того, прошло время, и установить местонахождение документов невозможно. На прошлой передаче Вы рассказывали о том, как установить по свидетельским показаниям трудовой стаж. Допускается ли подтверждение заработка для исчисления пенсии свидетельскими показаниями, если документы по каким-либо причинам не сохранились?

Ответ: Нет, в Федеральном Законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» прямо указано, что свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.

Вопрос: Невозможность представить документы о заработной плате для установления пенсии влечёт серьёзные последствия для пенсионера, ведь его размер пенсии может быть существенно занижен. Можно ли при несохранности документов о заработке производить расчёт трудовой пенсии по каким-либо среднестатистическим данным, тарифным ставкам или окладам по соответствующей специальности?

[3]

Ответ: Какие-либо усредненные показатели (например, средние данные о заработной плате по организации, отрасли, региону), а также сведения о тарифных ставках и должностных окладах по аналогичным профессиям и должностям не могут использоваться для подтверждения среднемесячного заработка конкретного застрахованного лица.

Это вызвано тем, что получаемая работниками заработная плата не может быть одинаковой. Она зависит от количества отработанного времени, объёма выполненной работы, квалификации работника, режима его работы, наличия периодов временной нетрудоспособности и т.д. В связи с этим подтверждение индивидуального характера заработка при установлении пенсии является обязательным.

Вопрос: Один из радиослушателей сообщил, что он обратился в территориальный орган ПФР за перерасчетом трудовой пенсии по старости. Для этого он представил справку о денежном довольствии за 60 месяцев службы. Поскольку первичные бухгалтерские документы были уничтожены пожаром, справка о начисленном ему денежном довольствии за период прохождении военной службы была составлена военным комиссариатом расчетным путем. Для этого были использованы данные Министерства обороны Российской Федерации о должностных окладах по занимаемой должности, процентных надбавках за выслугу лет и другие сведения о нормах денежного довольствия. Однако в перерасчёте по названной справке было отказано. Является ли указанный отказ правомерным?

Ответ: Действующее законодательство не предусматривает возможность установления для целей пенсионного обеспечения размера денежного довольствия заявителя на основании каких-либо расчетных данных, в том числе и произведенных с учетом сведений Министерства обороны Российской Федерации о существовавших должностных окладах, надбавках и т.д. Поэтому составленная расчетным путем справка не может быть принята для подтверждения среднемесячного заработка гражданина при установлении пенсии. Отказ территориального органа ПФР в перерасчете размера пенсии с учетом названной справки является обоснованным.

Вопрос: Можно ли учесть заработок за работу в советское время по данным сохранившегося партийного билета, если документы о заработной плате утрачены?

Ответ: При утрате документов о заработке в случае стихийных бедствий (это наводнения, землетрясения, ураганы и т.д.) среднемесячный заработок может быть определен на основании косвенных документов, подтверждающих индивидуальный фактический заработок работника на конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты. Однако эти косвенные документы могут использоваться только в том случае, если возможность установления заработка на основании первичных бухгалтерских документов у заявителя отсутствует за весь период его трудовой деятельности, то есть имеющиеся данные о заработке являются единственными. Если гражданин может воспользоваться другим вариантом заработка, например, за период работы в другой организации, учитывать среднемесячный заработок по партийному билету нельзя.

Читайте так же:  Расписка о передаче денежных средств

Также возможность установления среднемесячного заработка по косвенным документам не предусмотрена, если документы о заработке не сохранены по вине работодателей.

Все о пенсиях

В соответсвии с пунктом 2 статьи 30 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении расчетного размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета либо за любые 60 месяцев подряд (по 2001 г. включительно)на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Статья 15 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает установления повышенной базовой части трудовой пенсии в связи с достижением возраста 80 лет лицам, являющимся получателями пенсии по инвалидности 2 группы. Так как повышенная базовая часть может быть установлена только к пенсии по старости, при наличии не менее 5 лет страхового стажа пенсионеру следует обратиться с заявлением в территориальное Управление Пенсионного фонда по месту жительства о переводе с пенсии по инвалидности на пенсию по старости.

Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона № 173- ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета размера указанной части соответсвующей трудовой пенсии, по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности. Под осуществлением работы «не менее чем в течение 12 полных месяцев» понимается период времени со дня назначения или предыдущего перерасчета продолжительностью не менее 12 полных месяцев. Следовательно, в указанном периоде продолжительность периодов работы может быть и менее 12 полных месяцев. При этом за данные месяцы должны уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Из вышеизложенного следует, что право на перерасчет страховой части трудовой пенсии возникает только спустя год после назначения пенсии или ее перерасчета с учетом страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст.14 и ст. 15 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01.01.2002 г. предусмотрено право на повышение базовой части трудовой пенсии по старости и по инвалидности с учетом иждивенцев независимо от того, работают родители или нет. Повышенная базовая часть может быть установлена в данном случае к пенсиям обоих родителей.
До 01.01.2002 г. в соответствии с Федеральным законом № 340-1 от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» к пенсии по старости и по инвалидности начислялась надбавка на иждивенцев, при этом данная надбавка устанавливалась к пенсии одного из неработающих родителей.

Социальная пенсия ребенку инвалиду назначается на основании Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». Согласно ст. 23 указанного Закона пенсия назначается с 1- го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее независимо от вида пенсии.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» установлено, что документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, периодов иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи.

Для страхователей — индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше (а в 2002-2004 годах — мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет ПФР в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии, прекращается с 12 апреля 2005 года — даты провозглашения определений Конституционного Суда Российской Федерации № 164-О, № 165-О, а для страхователей, являющихся адвокатами, занимающимися частной практикой нотариусами 1966 года рождения и старше (а в 2002-2004 годах — мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) — с 11 октября 2005 г. — с даты вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2006 № 582. До этих дат обязанность уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии указанными категориями страхователей не отменена.

Страхователи 1966 года рождения и старше (а в 2002-2004 годах — мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии, в размере, установленном статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, т.е. 100 рублей.

Индивидуальные предприниматели, не осуществлявшие предпринимательскую деятельность в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, освобождаются от уплаты фиксированного платежа:
в случае рождения ребенка после провозглашения определений Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 № 182-О, № 213-О — со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам;
в случае рождения ребенка до вступления в силу вышеуказанных определений Конституционного Суда Российской Федерации — с 12.05.2005, т.е. даты провозглашения вышеуказанных определений Конституционного Суда Российской Федерации.
Кроме того, индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за иные периоды, перечисленные в статье 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в частности, за период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Читайте так же:  Как сдать билеты на поезд, купленные в кассе ржд

Указанные категории страхователей могут быть освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование только после внесения соответствующих дополнений в Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 № 582.

Статьей 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) установлен порядок определения размера трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 21 указанной статьи при назначении впервые страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 7 названного Федерального закона, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 данной статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не ранее чем с 01.01.2002 и не ранее чем со дня приобретения права на назначение страховой части трудовой пенсии по старости. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев).
Таким образом, положение пункта 21 статьи 14 названного Федерального закона, предусматривающее сокращение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии, не может применяться в отношении граждан, которые до переселения на территорию Российской Федерации являлись получателями пенсии по старости.

Как рассчитать трудовую пенсию по старости?

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

15 февраля 2012 09:58

В соответствии с действующим пенсионным законодательством трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:
-страховой части (до 1 января 2010 года устанавливалась и выплачивалась также базовая часть трудовой пенсии по старости, после указанной даты она была объединена со страховой частью в связи с отменой единого социального налога);
-накопительной части (данная часть пенсии будет устанавливаться для лиц, имеющих на неё право, не ранее 01.07.2012 г.).
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

[2]

ПК1- сумма страховых взносов, поступивших в Пенсионный Фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с 01.01.2002 года;
ПК2- часть расчетного пенсионного капитала, исчисленная с учетом стажа и заработка до 01.01.2002 года ( далее пенсионный капитал на 01.01.2002г.)
СВ- сумма валоризации, которая составляет 10% величины ПК2, плюс при наличии трудового стажа до 01.01.1991г. за каждый полный год дополнительно по 1%.
Расчет ПК2- осуществляется по следующей формуле:

РП-расчетный размер трудовой пенсии на 01.01.2002г.;
450- размер базовой части трудовой пенсии по старости, который установлен законодательством Российской Федерации по состоянию на 1 января 2002 года;
Т-количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (на 2002 год-это 12 лет (144 месяца), ежегодно увеличивается на 6 месяцев и к 2013 году составит 19 лет (228 месяцев)).
Кроме того, пенсионный капитал на 01.01.2002г. (ПК2) подлежит умножению на все индексы увеличения страховой части трудовой пенсии с 01 января 2002 года до даты назначения пенсии.
В свою очередь расчетный размер трудовой пенсии ( РП ) зависит от продолжительности трудового стажа и заработной платы. РП определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:

РП= СК*ЗР/ЗП*СЗП, где

ПК2=1183,07-450*216=158343,12
Полученный расчетным путем пенсионный капитал индексируем на 01.02.2012г. (на дату назначения пенсии) и получаем ПК2 на дату назначения пенсии:

Видео (кликните для воспроизведения).

ПК2 на дату назначения пенсии = =158343,12*1,307*1,177*1,114*1,127*1,16*1,204*1,269*1,1427*1,088*1,07=
721026,71
После расчета ПК2 определяем размер валоризации (СВ):
У заявительницы до 01.01.1991г. выработано 14 лет стажа, соответственно процент валоризации равен 24 (14% за стаж до 1991 года + 10% за стаж до 2002 года)
721026,71*0,24 (24%)=173046,41
Работодателем перечислена сумма страховых взносов за застрахованное лицо, начиная с 01.01.2002 года, в сумме 185000 рублей (ПК1).
Рассчитаем расчетный пенсионный капитал на дату назначения пенсии (ПК):
ПК=ПК1+ПК2+СВ=185000+721026,71+173046,41=1079073,12
В итоге размер страховой части (СЧ) будет равен сумме фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (Б), установленного на дату назначения пенсии, и расчетного пенсионного капитала (на дату назначения пенсии (ПК), деленного на период выплаты пенсии (Т) (СЧ= ПК/Т+Б)
Б -установленный Правительством Российской Федерации по состоянию на 01.02.2012г. равен 3170,48.
СЧ= ПК/Т+Б=1079073,12/216+3170,48=8166,19
Таким образом, на дату назначения пенсии ее размер составил 8166 рублей 19 копеек.
В дальнейшем рассчитанный размер пенсии будет постоянно индексироваться с учетом роста цен согласно постановлений Правительства РФ.

Источники


  1. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.

  2. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 3. — Москва: РГГУ, 2014. — 621 c.

  3. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
  4. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.
  5. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Издательство Юридического института, 2012. — 608 c.
Периоды, за которые определяется среднемесячный заработок при назначении пенсии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here