Выдача средств по вещевым облигациям

Самое важное по теме: "Выдача средств по вещевым облигациям" с профессиональными комментариями. Если вы в процессе чтения не нашли ответ на интересующий вопрос или сомневаетесь, то его всегда можно задать дежурному юристу.

Купон по облигациям

Определение

Купон по облигации – это регулярные денежные выплаты, причитающиеся держателю облигации, не уменьшающие* номинальной стоимости бумаг.

Вместе с понятием купон. Используют понятие Ставка купонного дохода – это общий размер купонных выплат за год посчитанный в процентах от номинала.

Например, мы купили облигацию номиналом в 1000 рублей, по ней раз в три месяца выплачивается доход в 25 рублей. Получаем размер купона равен 25-ти рублям. Посчитаем ставку. Доход выплачивается 4 раза в год, по 25 рублей. Итого 100 рублей в год. В процентах – это 10 %. Таким образом Ставка купонного дохода равна 10 процентам от номинала.

Ставка купонного дохода не обязательно фиксирована. Ставка может быть плавающей и быть привязанной к какой-нибудь публично объявляемой процентной ставке (Ключевой ставке, Ставке межбанковского кредитования).

В случае плавающей ставки. Величину купона также устанавливают в денежном выражении. И эмитент облигаций обязан объявлять размер купонов на несколько будущих купонных периодов.

* не уменьшающих потому, как могут быть регулярные выплаты, уменьшающие номинал бумаг, их называю амортизационными выплатами, а бумаги – облигации с амортизацией номинала.

Кому выплачивается купон?

Такой закономерный вопрос возникает, если вспомнить, что облигации продастся и покупаются, т.о. постоянно меняют владельцев.

[1]

На определенный момент времени (например, на конец дня, предшествующего выплате) составляется список держателей облигаций. Лицам из этого списка и производится выплата.

Законодательство

Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг» просрочку исполнения обязательства по выплате очередного процентного дохода по облигациям на срок более десяти рабочих дней признает существенным нарушениям условий исполнения обязательств по облигациям. Что влечет за собой право держателя предъявить облигации к досрочному погашению.

График выплат

Отсутствуют какие-либо единые требования к публикации, правилах определения срока и размера выплат.

В общем можно сказать, что в документе «Решение о выпуске» будет указан способ определения размера каждого купона. Если ставка плавающая, то способ определения ставки. Дата выплаты может быть указана, как конкретная дата (обычно для ОФЗ) или как i-й день с начала размещения.

Также законодательство требует, чтобы такая информация была общедоступна и соответствовала стандартам раскрытия информации. Таким образом информация публикуется на веб-сайте эмитента и странице раскрытия информации в ленте новостей (например, Интерфакс).

Почему регулярную выплату называют купоном. Слово купон происходит от французского coupon – отрез, в свою очередь от couper – резать. Подразумевалась отрезная часть облигации. В назначенную дату очередной выплаты, держатель приходил к эмитенту. От облигации отрезалась часть (очередной купон) и выдавалась соответствующая сумма.

На рисунке как раз и изображена облигация, с отрезной частью. Внимание вопрос! Какую общую сумму купонов по этой облигации уже получил ее держатель, при условие что он (владелец) не менялся со дня размещения? Пишите в комментариях.

Погашение облигаций

Определение понятия погашение облигаций напрямую отсутствует в российском законодательстве (хотя само понятие, довольно широко, используется), но его можно взять из самого определения облигаций. Вот такое определение облигации дает нам Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»: Облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

По сути погашение – это и есть: реализация права ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Почему может предусматривать? Потому, что доходом по облигации может являются только дисконт. В этом случае, выплата номинальной стоимости одновременно и обеспечивает выплату дохода.

Таким образом, когда обязательства по облигации исполнены перед ее держателями, эта облигация перестает нести какой-бы ни было смысл и погашается. Теперь разберемся, как это происходит.

Сроки погашения

Практически вся информация о конкретном выпуске облигаций прописывается в документе, который называется решении о выпуске ценных бумаг. В том числе и сроки погашения.

В современных условиях, когда доминирующими являются выпуски биржевых облигаций. А в остальных случаях, подразумевается обращение на бирже и тоже централизованное хранение. Практически у всех облигаций указывается день погашения, как N-й день с начала размещения. И дни начала и окончания погашения совпадают. Остановка торгов также предусматривается (или не предусматривается) в решение о выпуске.

Держатели получают денежные выплаты в следующие сроки:

  1. В день погашения или в следующий рабочий день Национального Расчетного Депозитария (НРД), по бумагам, хранящимся на счетах НРД.
  2. Не позднее десяти рабочих дней, с даты раскрытия информации о получении денег НРД, в случае если бумаги хранятся на счетах, открытых в других депозитариях.

Процедура погашения

Еще раз оговоримся, что сейчас практически во всех случаях при выпуски облигаций подразумевается их централизованное хранение. То есть все облигации хранятся на счетах держателей, но открыты эти счета у одного и того же депозитария.

Таким образом для целей погашения облигаций, эмитент переводить всю сумму номинальной стоимости и последнего купона на счет уполномоченного депозитария (в случае с биржевыми облигациями — НРД). С этого момента обязательства эмитента перед держателями считаются исполненными.

Депозитарий обязан в этот же или в следующий день перевести суммы на счета клиентов – держателей облигаций. Депозитарий здесь несет ответственность в рамках передачи денежных средств – далее держателям, а также как еще одно заинтересованное лицо, которое может самостоятельно требовать исполнения эмитентом своих обязательств.

После исполнения всех обязательств (выплата номинальной стоимости и купонного дохода) по всем бумагам, происходит списание облигаций со счетов держателей. После списания всех облигаций происходит снятие с хранения сертификата облигаций.

Досрочное погашение облигаций

Досрочное погашение возможно, как по желанию лица, выпустившего облигации, так и по желанию держателей. Но для этого должны быть выполнены условия, указанные в статье 17.1 закона о Рынке ценных бумаг или в решение о выпуске.

Закон предусматривает досрочное погашение облигаций по требование держателей, в случае серьезного нарушения обязательств со стороны эмитента. Серьезными нарушениями закон называет просрочку причитающихся держателю платежей (очередного купона, номинальной стоимости или ее части), а также нарушение условий обеспечения по облигациям (если это обеспечение предусматривалось). В случае с биржевыми облигациями – прекращение их обращение на бирже (делистинг) тоже является поводом для досрочного погашения.

Читайте так же:  Температура горячей воды в квартире

Досрочное погашение по желанию эмитента особо не ограничено, кроме как обязательным раскрытием информации о принятие решения о досрочном погашение. Еще может присутствовать возможность выкупа эмитентом своих облигаций, как с последующим обращением, так и без такового.

Минпромторг: компаниям РФ могут возместить 70% выплат по купонам «зеленых облигаций»

МОСКВА, 28 августа. /ТАСС/. Минпромторг разрабатывает новый механизм поддержки экологических проектов российских компаний. В частности, министерство предлагает компенсировать компаниям часть выплат по купонам «зеленых облигаций» (долговые бумаги, деньги от размещения которых направляются на финансирование экологических проектов), рассказал ТАСС замглавы Минпромторга Василий Осьмаков.

«Речь идет о субсидиях, возмещающих часть затрат (70% от базового индикатора) на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенных в рамках инвестпроектов по внедрению наилучших доступных технологий. Данная мера позволит поддержать проекты по модернизации природоохранного оборудования и будет способствовать ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал», — пояснил замминистра.

Реализация нового механизма поддержки запланирована на 2019 год в рамках национального проекта «Экология», отметил Осьмаков.

В Минпромторге сообщили, что уже инициировали обсуждение этой программы с банковским сектором и промышленными компаниями. Участниками программы смогут стать предприятия, относящиеся к первой категории (оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий — прим. ТАСС).

Пилотный переход первых 300 предприятий на принцип внедрения наилучших доступных технологий, заключающийся в получении комплексных экологических разрешений (призваны заменить ранее разделенные процедуры экологического согласования — прим. ТАСС), будет проводиться с 2019 по 2022 год. До 2025 года за такими разрешениями должны будут обратиться все предприятия первой категории.

В 2017 году президент РФ Владимир Путин утвердил стратегию экологической безопасности России до 2025 года. Документ предусматривает внедрение инновационных и экологически чистых технологий обращения с отходами, создание индустрии утилизации, в том числе повторного применения отходов, а также обозначает источники и механизмы ресурсного обеспечения подобных предприятий.

В послании Федеральному собранию президент заявил, что с 2019 года на наилучшие доступные технологии должны перейти 300 промышленных предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, а с 2021 года это должны сделать все предприятия с высокой категорией риска для экологии. Срок перехода составит 7-10 лет в зависимости от производства. Предполагается, что к 2025 году российская промышленность полностью перейдет на новую форму экологического регулирования.

Купонный доход при торговле облигациями на Московской бирже

По всем облигациям, по которым выплачивается купонный доход, рассчитывается накопленный купонный доход (НКД).


НКД – это как бы часть купонного дохода, рассчитанная пропорционально количеству дней, истекших с выплаты предыдущего купона. Эта сумма, которую покупатель обязан уплатить продавцу, рассчитанная системой торгов на дату совершения сделки (это может быть текущий торговый день, если облигации торгуются в режиме Т0, или следующий торговый день, если облигации торгуются в режиме Т1 ).

НКД рассчитывается в соответствии с Правилами проведения торгов в ЗАО «ФБ ММВБ» и решением о выпуске облигаций их эмитентом.

Если дата исполнения сделки попадает в период до даты составления (фиксации) списка владельцев облигаций для выплаты купонного дохода соответствующего купонного периода включительно — покупатель обязан уплатить продавцу НКД.

При этом может возникнуть ситуация, когда сделка приходится на период с даты фиксации, до даты начала следующего купонного периода, то уже продавец обязан уплатить покупателю НКД (здесь эта сумма будет ровняться купону). Такая ситуация возникает при совершении сделок с еврооблигациями. В этом случае реестр держателей закрывается за несколько дней до окончания текущего купонного периода (и начала следующего).

Также если появляется достоверная информация о невыплате эмитентом очередного купона, то невыплаченный купон включается и таким образом увеличивает текущее значение НКД.

Для наглядности также приведу типичную формулу для расчета НКД:

Н – номинальная стоимость облигации. Самое распространённое для облигаций, номинированных в рублях, – это 1000 рублей.

Пр. – процентная ставка текущего купона в процентах годовых.

Д. н. к. п. — день начала купонного периода.

Д. к. к. п. — день окончания купонного периода или дня расчета НКД.

Так же, понятно, 365 дней в году и переводим из процентного значения в денежное с округлением до копейки.

Также важно отметить, что система торгов Московской биржи автоматически рассчитывать НКД и учитывает его при расчетах по сделкам.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБСЛУЖИВАНИИ И ОБРАЩЕНИИ ВЫПУСКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ» (утв. ЦБ РФ 25.03.2003 N 219-П) (ред. 17.10.2011)
Наименование документ «ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБСЛУЖИВАНИИ И ОБРАЩЕНИИ ВЫПУСКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ» (утв. ЦБ РФ 25.03.2003 N 219-П) (ред. 17.10.2011)
Вид документа положение, порядок
Принявший орган цб рф
Номер документа 219-П
Дата принятия 28.07.2003
Дата редакции 17.10.2011
Номер регистрации в Минюсте 4438
Дата регистрации в Минюсте 23.04.2003
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. 25.03.2003 — «Вестник Банка России», N 40, 17.07.2003)
Навигатор Примечания

5. Порядок погашения Облигаций, выплаты купонного дохода по Облигациям

5.1. Погашение (выплата купонного дохода, погашение части номинальной стоимости) Облигаций осуществляется по поручению Эмитента за счет средств федерального бюджета, перечисленных Эмитентом Банку России.

5.2. Право на получение денежных средств от погашения (выплаты купонного дохода, погашения части номинальной стоимости) Облигаций имеют владельцы Облигаций по состоянию на конец рабочего дня, предшествующего дате погашения (выплаты купонного дохода, погашения части номинальной стоимости) Облигаций, определенной в глобальном сертификате Облигаций соответствующего выпуска.

5.3. Перечисление Депозитарию денежных средств от погашения (выплаты купонного дохода, погашения части номинальной стоимости) Облигаций осуществляется Банком России в полной сумме денежных средств, полученной от Эмитента.

5.4. Выплата денежных средств от погашения (выплаты купонного дохода, погашения части номинальной стоимости) Облигаций осуществляется Депозитарием депонентам на основании информации об остатках Облигаций по счетам «депо» владельцев, номинальных держателей, доверительных управляющих, открытым в Депозитарии, по состоянию на конец рабочего дня, предшествующего дате погашения (выплаты купонного дохода, погашения части номинальной стоимости) Облигаций.

5.5. Не позднее рабочего дня, предшествующего дате погашения (выплаты купонного дохода, погашения части номинальной стоимости) Облигаций, Банк России платежным поручением перечисляет денежные средства для погашения (выплаты купонного дохода, погашения части номинальной стоимости) Облигаций на счет Депозитария, открытый в Расчетном центре ОРЦБ, или, при совмещении Депозитарием функций Депозитария и Расчетного центра ОРЦБ, на счет Депозитария, открытый в Банке России.

5.6. В дату погашения Облигаций Депозитарий перечисляет денежные средства от погашения (выплаты купонного дохода, погашения части номинальной стоимости) Облигаций на счета депонентов Депозитария и формирует поручения депо на списание Облигаций со счетов «депо» владельцев, номинальных держателей, доверительных управляющих, открытых в Депозитарии, на раздел «погашено» эмиссионного счета «депо» Эмитента, открытого в Депозитарии.

Читайте так же:  Можно ли вернуть обувь в магазин

В случае если один номинальный держатель Облигаций, являющийся депонентом Депозитария, осуществляет депозитарное обслуживание нескольких владельцев Облигаций, и (или) номинальных держателей Облигаций, и (или) доверительных управляющих Облигациями, то такому номинальному держателю Облигаций перечисляется общая сумма денежных средств от погашения (выплаты купонного дохода, погашения части номинальной стоимости) Облигаций без разбивки по каждому депоненту такого номинального держателя Облигаций.

5.7. В дату погашения Облигации, учитываемые на разделах эмиссионного счета «депо» Эмитента, открытого в Депозитарии, перечисляются Депозитарием на раздел «погашено» эмиссионного счета «депо» Эмитента, открытого в Депозитарии.

Постановление Правительства РФ от 25 августа 1998 г. N 1007 «О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г.» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 25 августа 1998 г. N 1007
«О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г.»

С изменениями и дополнениями от:

24 августа 2004 г.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 августа 1998 г. N 988 «О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. N 980 «Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 августа 2004 г. N 433 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения

2. Установить, что по согласованию с владельцами государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. осуществляется досрочный выкуп указанных государственных ценных бумаг с реинвестированием полученных денежных средств от их погашения во вновь выпускаемые государственные ценные бумаги, в том числе облигации Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в долларах США, а также сертификаты Сберегательного банка Российской Федерации.

3. Досрочный выкуп государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года осуществить с 26 августа по 26 сентября 1998 г.

4. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации рассмотреть совместно с Министерством финансов Российской Федерации вопрос о долгосрочной реструктуризации принадлежащего ему портфеля государственных ценных бумаг.

5. Предложить Сберегательному банку Российской Федерации выпустить депозитные сертификаты на условиях, аналогичных с условиями вновь выпускаемых государственных ценных бумаг, в которые могут быть инвестированы денежные средства, полученные при погашении облигаций.

6. Министерству финансов Российской Федерации подготовить и внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1998 год», предусматривающий увеличение верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации с учетом настоящего постановления.

7. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации рассмотреть вопрос о введении ограничений на осуществление валютообменных операций нерезидентами с использованием счетов типа «С».

О порядке проведения сделок нерезидентов с ценными бумагами российских эмитентов см. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ

8. Министерству финансов Российской Федерации предусмотреть в условиях обращения новых выпусков государственных ценных бумаг возможность ограничения их обращения на вторичном рынке.

И.о. Председателя Правительства

Порядок
погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г.
(утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 1998 г. N 1007)

С изменениями и дополнениями от:

24 августа 2004 г.

См. также Федеральный закон от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ, письмо Минфина РФ и ЦБР от 28 августа 1998 г. NN 01-10/29-3114, 185-Т

О программе рефинансирования ГКО и ОФЗ с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенными в обращение до 17 августа 1998 года см. информационное сообщение Минфина РФ и ЦБР от 28 августа 1998 г.

Настоящий Порядок предусматривает условия погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. (далее — погашаемые облигации) и реинвестирования полученных денежных средств от их погашения в другие государственные ценные бумаги или депозитные сертификаты Сберегательного банка Российской Федерации.

Решением Верховного Суда РФ от 4 февраля 2002 г. N ГКПИ01-1803, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 апреля 2002 г. N КАС02-164 пункты 1 и 2 настоящего Порядка признаны не противоречащими действующему законодательству

1. Операции купли-продажи с погашаемыми облигациями приостанавливаются до момента их погашения.

2. Министерство финансов Российской Федерации осуществляет погашение погашаемых облигаций в сроки, установленные при их размещении, и в соответствии с записями по счетам «депо» по состоянию на 17 августа 1998 г. путем зачисления денежных средств на специальные «транзитные» счета владельцев ценных бумаг.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 августа 2004 г. N 433 в пункт 3 настоящего Порядка внесены изменения

[3]

3. Денежные средства со специальных транзитных счетов могут быть реинвестированы по усмотрению владельца на приобретение в равных долях трех новых выпусков государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации:

со сроком погашения 3 года и купонным доходом — 30 % годовых;

со сроком погашения 4 года и купонным доходом в первый, второй и третий год — 30 %, четвертый — 25 % годовых;

Видео (кликните для воспроизведения).

со сроком погашения 5 лет и купонным доходом в первый, второй и третий год — 30 %, четвертый — 25 % и пятый — 20 %. годовых, а также депозитных сертификатов Сберегательного банка Российской Федерации, выпущенных в соответствии с пунктом 5 настоящего постановления.

4. Действие пункта 3 настоящего Порядка не распространяется на погашаемые облигации, принадлежащие физическим лицам — резидентам Российской Федерации, а также Центральному банку Российской Федерации.

5. В период до даты досрочного погашения владельцы погашаемых облигаций вправе уведомить Министерство финансов Российской Федерации о намерении досрочного их погашения и согласии реинвестировать средства от погашения погашаемых облигаций в новые выпуски ценных бумаг, указанных в пункте 3 настоящего Порядка. В этом случае в момент погашения владельцы погашаемых облигаций вправе получить денежные средства в размере 5 % от номинальной стоимости ценных бумаг, предъявленных к погашению.

Читайте так же:  Прорвало стояк в квартире, кто виноват

См. Основные условия осуществления новации по ГКО и ОФЗ со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства по вновь выпускаемым облигациям федеральных займов с фиксированным и постоянным купонным доходом и частичной выплатой денежных средств, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. N 1787-р

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 августа 2004 г. N 433 в пункт 6 настоящего Порядка внесены изменения

6. При досрочном погашении облигаций на 20 % от их номинальной стоимости владелец вправе приобрести облигации Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в долларах США, по номинальной стоимости на сумму, определяемую по средневзвешенной цене в рублях по состоянию на 14 августа 1998 г., облигаций досрочно погашаемых выпусков и по курсу обмена рубля к доллару США, исчисленного как среднее официальных курсов за период с 17 по 26 августа 1998 г., с купоном 5 % годовых со сроком погашения в 2006 году.

7. Условия выпуска облигаций, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации, а порядок обращения их на территории Российской Федерации устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

8. Владельцы погашаемых облигаций со сроками погашения с 17 августа по 3 сентября 1998 г. в обязательном порядке получат денежные средства в соответствии с п.5 настоящего Порядка и имеют право заявить о своем желании приобрести облигации, указанные в пункте 6 настоящего Порядка, до 10 сентября 1998 г.

Согласно разъяснениям Минфина РФ и ЦБР от 8, 9 сентября 1998 г. NN 174, 209-Т заявки от владельцев на приобретение облигаций принимаются Банком России до 18 сентября 1998 г. включительно

Постановление Правительства РФ от 25 августа 1998 г. N 1007 «О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 года и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г.»

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 27 августа 1998 г. N 164, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 августа 1998 г. N 35 ст. 4409

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 24 августа 2004 г. N 433

ПО СОВЕТСКИМ ВЕЩЕВЫМ ОБЛИГАЦИЯМ НАЧАЛИ ВЫДАВАТЬ ДЕНЬГИ

Если у вас завалялись облигации государственного целевого беспроцентного займа 1990 г/, на которые держава должна была выдать дефицитную бытовую технику, вы зря отчаялись получить за них хоть что-то. Согласно постановлению правительства N1254 от 22 сентября, уже до конца этого года почти 140 тыс. собственников «бесполезных» вещевых сертификатов смогут обратить их в деньги.

Как пояснил Минфин, на эти цели решено перенаправить 120 млн грн. из 390 млн, предназначавшихся в этом году на выплаты тем вкладчикам бывшего Сбербанка СССР, которые не получили по 50 грн. в 2002—2003 гг. Это не значит, что вкладчиков обижают, просто почти все, кто хотел, эти деньги уже получили и образовался невостребованный излишек. Вся сумма на погашение вещевых облигаций перечислена из госбюджета в Ощадбанк и уже на этой неделе начинаются выплаты через его районные отделения. Для получения компенсации достаточно предъявить сами облигации и паспорт, но если деньги в конкретное райотделение еще не дошли, не стоит возмущаться: это вопрос нескольких дней.

По расчетам Кабмина, выделенной суммы хватит для выплат всем 105,7 тыс. несостоявшихся претендентов на цветные телевизоры, 19,5 тыс. обладателей сертификатов на швейные машины, 6 тыс. — на холодильники, 4,9 тыс. — на микроволновые печи, 1,6 тыс — на стиральные машины и 1,4 тыс.— на персональные компьютеры. Правительство определило такие размеры компенсаций: за облигацию на телевизор — 1050 грн., компьютер — 735 грн., холодильники «Минск» и «Бирюса» — 525 грн., стиральную машину-автомат «Вятка» — 420 грн., микроволновку — 367,5 грн., швейную машину «Зиг-заг» — 210 грн.

Интересно, что три четверти собственников таких облигаций (а именно — «телевизорных») даже останутся в выигрыше: за 900—1000 грн. можно купить аппарат с диагональю экрана в 51 см отечественной, южнокорейской или французской марки, по качеству превосходящий «совковые ящики». Владельцы «справок» на компьютер тоже вряд ли прогадали, ведь на причитающуюся им компенсацию можно обзавестись вполне приличным бэушным «железом», которое даст сто очков форы советским персоналкам «Искра» или «Поиск». Остальным повезло меньше.

Но это еще не все. В проекте госбюджета-2005 предусмотрено выделить 90 млн грн. для погашения облигаций на более дорогие товары — видеомагнитофоны, холодильники «ЗИЛ», мини-трактора и мотоциклы с коляской. Компенсации от 1050 до 5250 грн. с нового года получат 35 тыс. владельцев соответсвующих сертификатов. А окончательно рассчитаться по госзайму 1990-го намечено в 2006-м, когда будут погашены облигации на покупку легковых автомобилей.

Председатель Национального банка Сергей Тигипко сообщил, что облигации, погашение которых предусмотрено в нынешнем году, будут выкупаться Ощадбанком с 1 октября по 31 декабря 2004 г.

Государственные облигации для населения в СССР и РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 26 апреля 2017 г. в России в отделениях Сбербанка и » втб=»» для=»» займа=»» лиц.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о том, какие государственные облигации для населения выпускались в СССР и как было решено начать выпуск ОФЗ в современной России.

Советская власть начала проводить внутренние займы в 1922 г. при переходе к Новой экономической политике (НЭП). Рынок внешних заимствований для СССР был закрыт, поэтому выпуск государственных ценных бумаг для населения стал фактически главным способом сокращения дефицита денежных средств.

Гособлигации советского времени выпускались не только процентными, но и «выигрышными». То есть помимо выплаты по процентам их покупатели имели шанс получить крупный выигрыш (сведения о них публиковались в печати). Например, военный заем 1942 г. обещал выигрыши до 50 тыс. руб. (около 100 среднемесячных зарплат).

Первый советский госзаем 1922 г. был номинирован в пудах зерна. Общая сумма средств, вырученных государством за счет его продажи, составила около 25% средней массы бумажного обращения. В 1923 г. были выпущены первые принудительные займы, которые обязаны были покупать частные предприниматели, комиссионеры, подрядчики и т. д. С 1924 г. займы начали выпускать в денежном эквиваленте. Доходность по займам времен НЭПа достигала 12%.

До 1927 г. займы были добровольными, однако затем их начали распространять по подписке среди трудовых коллективов. Фактически это означало их принудительное распространение: рабочие всех госорганизаций и предприятий тратили 6,5%-7,6% своей годовой зарплаты на покупку облигаций.

Читайте так же:  Заявление о признании умершим (образец)

Начиная с 1930 г. государство стало переносить сроки выплат по ранее реализованным займам, а затем уменьшать их доходность. Так, в 1936 г. ранее выпущенные восьмипроцентные займы были принудительно обменены на трехпроцентные, а их погашение было заморожено на 20 лет.

С 1938 г. приобретать гособлигации обязали работников колхозов. В 1930-х гг. выпускались займы «укрепления обороны Союза ССР», индустриализации, займы второй и третьей пятилеток. Во время Великой Отечественной войны были выпущены четыре государственных военных займа, обеспечивавших около 10% всех доходов госбюджета.

После войны выпускались государственные займы «восстановления и развития народного хозяйства». К 1956 г. госдолг по облигациям превысил 250 млрд руб. (почти половина доходов бюджета СССР).

19 апреля 1957 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление «О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза», которое фактически заморозило все выплаты и выигрыши по ранее выпущенным облигациям. При этом власти утверждали, что это решение было «подсказано снизу» трудовыми коллективами. Фактически это означало дефолт по гособлигациям.

В 1959 г., выступая на XXI съезде КПСС, глава государства Никита Хрущев заявил: «Миллионы советских людей добровольно высказались за отсрочку на 20-25 лет выплат по старым государственным займам. Этот факт раскрывает нам такие новые черты характера, такие моральные качества нашего народа, которые немыслимы в условиях эксплуататорского строя». Впоследствии в СССР были выпущены только два госзайма: в 1966 и 1982 гг.

Часть старых советских облигаций начали погашать в 1971 г. После распада СССР выплаты по ним окончательно прекратились, за исключением займа 1982 г., который выкупался до 2013 г.

Всего за историю СССР было размещено 60 различных выпусков государственных займов.

В современной России

Массовых выпусков облигаций госзайма для населения после 1982 г. в СССР и России не проводилось.

В 1993-1998 гг. в России выпускались государственные краткосрочные облигации (ГКО). Эти ценные бумаги имели очень высокую доходность (в 1998 г. — до 140%), позволявшую за несколько месяцев полностью окупить их приобретение. Однако до 1998 г. они реализовывались на аукционах среди крупных банков и компаний. Населению их начали продавать только весной 1998 г. через коммерческие банки, при этом минимальная цена продажи составляла 10 тыс. руб. (около 10 среднемесячных зарплат), а комиссия — до 6%. Поэтому высоким спросом ГКО у рядовых граждан не пользовались. В августе 1998 г. по ГКО был объявлен дефолт.

В сентябре 2015 г. Минфин впервые сообщил о планах привлечения средств населения через облигации федерального займа (ОФЗ). Эти именные номинированные в рублях ценные бумаги выпускаются с 1995 г., однако до сих пор предназначались не для населения, а для реализации на бирже. ОФЗ выпускаются в бездокументарной форме, срок их обращения — более года.

27 февраля 2017 г. на инвестиционном форуме в Сочи министр финансов Антон Силуанов объявил о том, что в апреле Минфин может запустить продажу ОФЗ для физлиц.

4 марта 2017 г. в эфире телеканала «Вести-1» премьер-министр Дмитрий Медведев, комментируя планы Министерства финансов выпустить ОФЗ для населения, призвал «не проводить параллелей» с гособлигациями советского периода, подчеркнув, что в СССР подписка на гособлигации фактически была обязательной.

Первый выпуск ОФЗ для физлиц

24 апреля 2017 г. Минфин опубликовал информационное сообщение о первом выпуске ОФЗ для физлиц. Всего с 26 апреля по 25 октября 2017 г. будет выпущено 15 млн облигаций на общую сумму в 15 млрд руб. (номинальная стоимость облигаций — 1 тыс. руб.).

Доходность к погашению (29 апреля 2020 г.) составит 9,02% годовых, что на 14% больше максимальной ставки (7,9%) по рублевым вкладам физлиц в десяти крупнейших банках России по состоянию на середину апреля 2017 г.

Продавать ОФЗ будут банки-агенты (в настоящее время это ПАО «Сбербанк» и ПАО «ВТБ 24»).

Приобрести ОФЗ могут только граждане РФ, минимальная сумма покупки — 30 штук (30 тыс. руб.). Максимальное число облигаций, которыми может владеть одно физическое лицо — 15 тыс. штук (15 млн руб.). Операции на вторичном рынке с ОФЗ не допускаются, за исключением передачи в наследство или обратного выкупа банком-агентом. В отличие от банковских депозитов, застрахованный объем которых не превышает 1,4 млн руб., ОФЗ будут полностью обеспечены и защищены государством.

Как и у остальных ОФЗ, стоимость бумаг подвержена рыночным колебаниям. По номинальной цене они будут продаваться только до 28 апреля. Владельцы ОФЗ могут получить обратно их номинальную стоимость в дату погашения (для текущего выпуска — 29 апреля 2020 г.). После 28 апреля 2017 г. и до 29 апреля 2020 г. их можно будет продать и купить по рыночной стоимости, которая может оказаться выше или ниже номинальной.

Права держателей облигаций

Классификация облигаций.

По способу легитимации прав держателей ценных бумаг:

2. На предъявителя.

Согласно статьи 16 ФЗ «О РЦБ» не допускается выпуск ордерных облигаций.

Облигации могут быть именными или на предъявителя (статьи 16 и 18 ФЗ «О РЦБ»). Именные облигации фиксируются в бездокументарной форме. Права по бездокументарной облигации учитываются по счетам депо или в реестре держателей (ведет реестр сам эмитент – согласно ФЗ «Об АО»)[1]. Облигации на предъявителя ведутся в документарной форме, однако сама ценная бумага на предъявителя облигационеру не выдается, ему выдается сертификат. Поэтому, в зависимости от того, в какой форме выпускаются облигации, они подразделяются на именные и на предъявителя.

Права на облигации на предъявителя передаются не только посредством передачи сертификата, но и посредством внесения изменений в реестр держателей или в счета депо. Сертификат может удостоверять совокупность прав сразу на неограниченное количество облигаций.

Согласно ФЗ «О РЦБ» сертификат эмиссионной ценной бумаги — документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в сертификате количество ценных бумаг. Владелец ценных бумаг имеет право требовать от эмитента исполнения его обязательств на основании такого сертификата.

Разновидности сертификатов:

1. Глобальный сертификат – выпускается один сертификат сразу на весь выпуск облигаций. Он хранится централизованно – облигации и сертификаты хранятся у специального депозитария, указанного эмитентом. Сертификат эмиссионных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением не может быть выдан на руки владельцу (владельцам) таких ценных бумаг. В глобальном сертификате может быть несколько держателей облигаций, а сертификат – один, следовательно, чтобы «не разрывать сертификат» он хранится централизованно у депозитария. Касается только государственных или муниципальных облигаций. Также он касается только именных документарных ценных бумагах (особое исключение из правила).

В зависимости от продолжительности срока осуществления удостоверяемых облигацией прав:

Читайте так же:  Ходатайство об истребовании доказательств по гражданскому делу

1. Краткосрочные облигации – до 1 года (исключение – биржевые облигации – у них другие сроки).

2. Среднесрочные облигации – от 1 до 5 лет

3. Долгосрочные облигации – свыше 5 лет.

В зависимости от наличия или отсутствия у эмитента возможности досрочного погашения облигаций:

1. Отзывные облигации

a. Условно отзывные (например, если условием отзыва является истечение определенного срока – применительно к публичным облигациям)

b. Безусловно отзывные

По способу отзыва:

1. Конвертируемые – посредством обмена на другие ценные бумаги.

2. Погашаемые – посредством перечисления денежных средств на расчетный или лицевой счет.

По объекту удостоверяемых обязательств:

1. Денежные – возможность исполнения обязательств деньгами.

2. Вещевые – возможность исполнения облигации иным имущественным эквивалентом (например, жилищные сертификаты погашаются не деньгами, а площадью жилья).

Деление облигаций на следующие виды:

1. Облигации с обеспечением, с покрытием (например, предусмотрены статьей 27 2 ФЗ «О РЦБ»). Это такие облигации, обязательства по которым обеспечиваются: 1) залогом (облигации с залоговым обеспечением), 2) поручительством, 3) банковской гарантией, 4) государственной или муниципальной гарантией. При выпуске облигаций с обеспечением применяться первоначально будут законы о РЦБ. Нормы ГК о соответствующих видах обеспечения будут применяться субсидиарно. Облигации с обеспечением предоставляют облигационеру дополнительные права – все права из соответствующего вида обеспечения, т.е. при передаче облигации передаются и все права по обеспечению облигации. Передача обеспечительных прав в отрыве от облигации невозможна.

2. Облигации без обеспечения – статья 33 ФЗ «Об АО». АО вправе размещать облигации без обеспечения не ранее, чем на третий год своего существования, а также при условии надлежащего утверждения годовой бухгалтерской отчетности (в соответствии с ФЗ «Об АО» отчетность утверждается общим собранием акционеров общества) за два предыдущих финансовых года, причем, отчет должен быть положительным – у предприятия не должно быть убытков. Облигация должна иметь номинальную стоимость, а суммарная номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размера уставного капитала АО или величину обеспечения, предоставленного в этих целях обществу третьим лицом. Причем, величина уставного капитала должна быть актуальной, т.к. имущество, которое может быть внесено в уставный капитал, амортизируется, т.е. его величина постоянно изменяется.

Облигация с ипотечным покрытием — облигация, исполнение обязательств по которой обеспечивается полностью или в части залогом ипотечного покрытия.

Облигации с залоговым обеспечением. Залогом могут выступать только ценные бумаги или недвижимое имущество. Особенности:

· Предмет залога должен быть оценен независимым оценщиком.

· Договор залога считается заключенным с момента возникновения у первого владельца облигаций права на облигации с залоговым обеспечением. В соответствии со статьей 27.3 ФЗ «О РЦБ», если речь идет об облигации с ипотечным обеспечением (предмет залога – недвижимость) требование о государственной регистрации договора об ипотеке считается соблюденным при условии государственной регистрации органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество решения о выпуске облигаций с залоговым обеспечением. Также договор должен быть и нотариально удостоверен. Следовательно, помимо прохождения государственной регистрации с ФСФР решения о выпуске ценных бумаг и самих облигаций с ипотечным обеспечением, решение о выпуске ипотечной облигации должно быть зарегистрировано и в ФРС. Также одновременно в ФРС регистрируется и ипотека. Размещение облигаций до государственной регистрации ипотеки запрещается.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения облигаций с залоговым обеспечением предмет залога подлежит реализации по письменному требованию любого из облигационеров. Это письменное требование направляется залогодателю, эмитенту и лицу, которое будет осуществлять реализацию заложенное требование (указывается в тексте облигации). Такие требования по реализации заложенного имущества должны быть заявлены в течение двух месяцев после наступления срока исполнения этих обязательств.

Заложенное имущество может быть реализовано только на торгах, а денежные средства, полученные от реализации заложенного имущества, направляются владельцу облигаций с залоговым обеспечением, но в первую очередь удовлетворяются требования тех облигационеров, которые изъявили свои требования. А оставшиеся денежные средства распределяются между иными облигационерами. В некоторых случаях заложенное имущество может перейти в собственность облигационеров по режиму общей долевой собственности.

Облигации, обеспеченные поручительством –вместо имущества появляется обязанное третье лицо, которое несет только солидарную с эмитентом ответственность за неисполнение облигаций, . Договор поручения составляется и подписывается до эмиссии облигаций, а считается заключенным только после эмиссии. Данный договор заключается между эмитентом и поручителем. Требований к поручителю закон не устанавливает.

1. Требовать уплаты в установленный срок денежных средств (или имущественного эквивалента — например, в жилищных сертификатах, услуги, облигации железнодорожного займа[2], при вещевой облигации) в размере номинальной стоимости облигаций единовременно или в рассрочку.

2. Право требовать уплаты в установленный облигацией срок процентов (их размер указывается в облигации и в решении об эмиссии). Если облигация является дисконтной, то вместо процентов применяется дисконт. Проценты должны выплачиваться не реже, чем 1 раз в год.

Некоторые виды облигаций могут предоставлять облигационеру дополнительные права:

[2]

· Право требовать досрочного исполнения обязательств – применительно к отзывным облигациям (например, такое право закреплено в статье 33 ФЗ «Об АО».

· Применительно к конвертируемым облигациям – право требовать обновления конвертации.

· Право требовать отзывные и погасительные премии.

· Право требовать обратить взыскание на предмет залога по облигациям с обеспечением.

· Право требовать определенной законом информации – для облигаций с ипотечным обеспечением.

От способа выплаты дохода (их два: купонный (сертификат облигаций с купонами – документами, в которых указывается размер вознаграждения. Одновременно эмитенту предъявляется купон и сертификат) или бескупонный), от содержания облигации зависит порядок их исполнения.

Облигационеры, по общему правилу, имеют преимущественное перед акционерами право на удовлетворение своих требований. Перед другими кредиторами облигационеры выступают наравне с ними без каких-либо преимуществ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.

  2. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.

  3. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.
  4. Андреева Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката; Проспект — М., 2016. — 666 c.
  5. Файфер, Боб Удвойте ваши прибыли; М.: Юнити, 2011. — 143 c.
Выдача средств по вещевым облигациям
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here