Жалоба в фас на действия заказчика по 44-фз

Самое важное по теме: "Жалоба в фас на действия заказчика по 44-фз" с профессиональными комментариями. Если вы в процессе чтения не нашли ответ на интересующий вопрос или сомневаетесь, то его всегда можно задать дежурному юристу.

Жалоба в ФАС – порядок обращения

При проведении различных закупок довольно часто нарушаются права и интересы участвующих. Во избежание ущемления законных прав, гражданин может обратиться в организацию, которая в этом специализируется.
Как, куда и в какой форме подать претензию расскажем подробнее в материале ниже.

Как подать жалобу в ФАС?

Федеральная Антимонопольная Служба принимает следующие виды обращений граждан:

Заявления – прошение содействовать в реализации прав и свобод гражданина или иных лиц, или уведомление о нарушении закона или других правовых нормативов, нарушениях в функции ФАС или ее сотрудников или критические замечания в адрес службы либо ее должностных лиц;

Предложения – рекомендательный характер письма от гражданина по работе ФАС, сотрудников службы и улучшению законодательной базы, развитию и модернизации различных сфер общества и государства;

Претензии – прошение защитить и восстановить нарушенные свободы, права и интересы гражданина или других лиц;

Другие обращения.

Жалоба в ФАС на действия заказчика по 44-ФЗ – образец

Претензию необходимо подать в письменном виде, с подписью заявителя либо официального представителя гражданина. Документ должен быть составлен согласно образцу, в противном случае рекламация по 44 -ФЗ рассмотрена не будет.

В верхнем правом углу расположите полное наименование организации или отдела, а также название фирмы (если имеется), юридический адрес, реквизиты заявителя, адрес проживания, контактные данные гражданина чьи действия нарушают права заявителя (если есть).

Полное название фирмы, юридический адрес общественного объединения или объединения юридических лиц, Ф.И.О, физический адрес проживания, почтовый, электронную почту, контактный телефон заявителя.

Ниже необходимо указать на закупку и на то какие именно операции заказчика или уполномоченной службы, спецорганизации, комиссионного органа и его участников учреждения, а также иных должностных лиц подлежат обжалованию. (кроме действий менеджера работающего на электронной площадке по аккредитации участников закупок).

Указать доводы претензии. Приложить пакет документов, для подтверждения обоснования претензии согласно44-ФЗ ( перечень необходимо указать в заявлении). Проставить точную дату и подпись.

Как подать жалобу в ФАС в электронном виде?

Направить претензию в ФАС по 44-ФЗ можно не только в письменном, но и в электронном виде, а также по факсу Федеральной службы. Для этого необходимо зайти на официальный сайт ФАС и заполнить электронный бланк, после чего нажать «отправить» Прошение будет рассмотрено согласно очередному порядку. Отправить претензию можно по факсу. (номер указан на сайте ФАС).

Жалоба на действия заказчика по 223-ФЗ – образец

Претензия на действия заказчика направляется в ФАС не позднее сроков, указанных на сайте службы. В документе необходимо указать полное наименование отделения Федеральной Антимонопольной Службы, данные заявителя, адрес юридический, электронную почту.

В заявлении указать полное наименование организации заказчика, юридический адрес, факс, и электронный адрес. Личные данные участников комиссии на которые направлена претензия, юридические данные заказчика,адрес сайта, на котором размешена торговая заявка, номер извещения, наименование ценового запроса. А также действия заказчика, подлежащие обжалованию.

В документе необходимо привести доводы, по которым действия заказчика считаются неправомерными, и протоколы.
В конце необходимо указать список прилагаемой документации, а также подпись заявителя.

Реестр жалоб ФАС

Обращения, направленные в Федеральную Антимонопольную службу, в обязательном порядке зарегистрированы и зафиксированы в реестре ФАС. Чтобы узнать итоги рассмотрения и проверки по заявлению достаточно зайти на сайт организации, в раздел «Реестр жалоб».

База обновляется каждые 48 часов, информация о принятых решениях по заявлениям каждые 72 часа. Вся информация отправляется участникам закупки.

Постановление об отказе в рассмотрении заявления так же направляется заявителю в течении 48 часов.Реестр ведется согласно порядку, утвержденному Правительством Российской Федерации.

[2]

Жалоба на ограничение конкуренции

Согласно ст. номер 44-ФЗ во время проведения закупки, а также при запросах котировки и предложения конкурентный принцип соблюдается равно, все равны по условиям. Это обязательный аспект проведения сделки, чтобы заказчик выбрал из предложенных вариантов оптимальный для себя вариант закупки.

В случае если, заказчик либо иные лица и компании, каким-либо необоснованным образом ограничивают количество членов госзакупки.
По этой причине может быть подана жалоба в Федеральную Антимонопольную Службу для обеспечения добросовестной и правомерной конкуренции.

Жалоба в ФАС на действия ФАС

Федеральная Антимонопольная Служба – федеральный орган исполняющий и принимающий нормативные правовые акты, контролирующий соблюдение законов об антимономолии, и область закупок товара, услуг, труда по обеспечению государственных нужд и т.п.

В случае, несоблюдения сотрудником ФАС должностных обязанностей, из за которых жалоба не была принята к рассмотрению, заявитель вправе подать жалобу в ФАС на действия сотрудника службы.

Сроки рассмотрения жалоб

Сроки рассмотрения обращения, установленные законом – 48 часов. Спустя указанное время заказчик и заявитель получают уведомление о времени и месте рассмотрения претензии. В течении 5 рабочих дней ФАС обязано рассмотреть жалобу и вынести решение.Выносят решение в полной форме за 72 часа, после вынесения резолюции по жалобе.

Основания для отказа

В некоторых случаях, ФАС может дать отказ в рассмотрении жалобы. Заявление не рассматривается и возвращается заявителю в случае:

  • Заявление нарушает требования согласно ФЗ о системе контрактов;
  • Документ без подписи заявителя либо подпись стоит неуполномоченного заявителем лица;
  • Жалоба направлена позже установленных законом сроков;
  • Заявление уже рассматривалось ранее и по нему был вынесен вердикт судебной инстанции или контрольной службы по закупкам.

Вердикт об отклонении претензии без рассмотрения принимается в течении 48 часов после поступления документа в федеральную службу. Контрольная служба по закупкам оповещает заявителя и заказчика о принятом решении в письменной форме, с указанием факторов, из-за которых был дан отказ в рассмотрении. Заявитель может обжаловать решение, направив претензию в суд.

Читайте так же:  Прописка в неприватизированную квартиру

Как составить жалобу в ФАС

Кто и когда может пожаловаться: нормативная база

Участники торгов, контролирующие организации и объединения юрлиц могут обжаловать решение, действие или бездействие заказчика, оператора электронной площадки, членов аукционной комиссии, контрактного управляющего. Все обращения на нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок рассматривает ФАС России.

В законе 44-ФЗ не дается отдельный список нарушений, когда участник торгов имеет право пожаловаться. Но его достаточно легко определить с помощью КоАП РФ, поскольку за каждый проступок законодатель предусмотрел наказание. Итак, обратиться можно, если нарушены:

  • способ и условия определения победителя;
  • порядок определения начальной цены контракта;
  • процедура и сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок;
  • сроки обнародования информации и документов в ЕИС;
  • регламент рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
  • правила возврата обеспечения, блокирования операций по счету участника;
  • процедура заключения, изменения или расторжения контракта;
  • порядок проведения е-аукциона или порядок аккредитации на него;
  • требования к пакету документов, представляемых участниками, либо к размерам и способам обеспечения заявки или исполнения контракта.

Как правильно подать жалобу в УФАС в электронном виде

Основополагающий нормативный акт для предпринимателя, который решил пожаловаться на нарушение закона 44-ФЗ, — Приказ ФАС России № 727/14 от 19.11.2014. Из него следует, что обращение составляют на русском языке и обязательно в письменной форме.

Подавать можно и электронную жалобу, подписанную цифровой подписью. Заверяет ее либо сам заявитель, либо его представитель. В последнем случае дополнительно подается доверенность. Отправить заявление можно двумя способами: через официальный сайт службы или на почту [email protected]

Обязательными сведениями являются:

  • данные о заявителе, включая почтовый адрес, e-mail, телефон;
  • информация о лице, чьи действия/решения обжалуются;
  • номер закупки, если только не обжалуются действия оператора электронной площадки;
  • причина обращения;
  • документы, подтверждающие доводы заявителя;
  • перечень прилагаемых бумаг.

На сайте ведомства есть образец, как должна выглядеть жалоба в УФАС по 44-ФЗ.

Рекомендуем посмотреть и реальный пример — жалоба УФАС ООО «Глисон».

Чтобы на просьбу предпринимателя отреагировали, она должна соответствовать не только требованиям к содержанию. Ее еще надо подать с соблюдением конкретных сроков. Иначе ведомство откажет, и обжаловать решения или действия заказчика удастся только в суде.

Для удобства представляем допустимые сроки направления писем в ФАС в связи с нарушением норм 44-ФЗ в виде таблицы

В какие сроки подавать

Действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего

[3]

В любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом — с даты подписания соответствующего протокола

Действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, допущенные при проведении электронного аукциона

В любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов такого аукциона;
  • либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе;
  • либо протокола проведения такого аукциона в случае признания его несостоявшимся

Содержание документации о закупке

До окончания установленного срока подачи заявок

Действия (бездействие) оператора электронной площадки, связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке

В течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия)

Действия (бездействие), совершенные при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта

Конкретные сроки не установлены — главное успеть до заключения контракта

Сколько ее будут рассматривать

Процедура рассмотрения заявлений состоит из нескольких этапов: предварительного ознакомления, изучения материалов по существу, изготовления и направления текста решения. На первый этап дается 2 рабочих дня. В это время заявителю и лицам, чьи действия оспариваются, направляется информация о дате и месте рассмотрения жалобы. Предприниматель может лично присутствовать на заседании либо отправить туда своего представителя.

На изучение материалов антимонопольщикам дается 5 рабочих дней. Еще 3 рабочих дня придется подождать, пока будет подготовлено решение.

Такие же сроки предусмотрены для обнародования материалов в сети Интернет. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2015 N 1148, информация о нарушениях закона 44-ФЗ должна фиксироваться в ЕИС в сфере закупок. ФАС Москвы реестр жалоб дублирует. На специальной странице ведомства можно найти и уведомления о приеме писем к рассмотрению, и более ранние решения по похожим ситуациям.

Когда могут отказать

Существует несколько причин, по которым могут отказать в рассмотрении заявления.

  1. Жалуется лицо, которое не участвовало в процедурах закупки. Фактически его права нарушены не были, поэтому рассматривать обращение не станут.
  2. Пропущены сроки. В таком случае обжаловать решение, действие или бездействие можно только в суде.
  3. В одном заявлении содержатся указания на нарушения по нескольким разным процедурам. В рассмотрении такого дела откажут, поскольку в одном заявлении должны содержаться противоправные факты только в ходе одной закупки.
  4. Обращение по тем же фактам уже было, и решение по нему вынесено.

Добавим, что каждый имеет право на защиту в суде. Обращаться с иском надо до истечения трех месяцев со дня, когда участник узнал о нарушении своих прав и интересов.

На заказчика пожаловались в ФАС: как возразить

    On 25.02.2019 0 Комментарии 44-ФЗ, ФАС

Мы неоднократно писали о том, что заказчики в госзакупках нередко пытаются нарушить правила честной конкуренции. Они придумывают различные ухищрения, чтобы запутать участников и отдать тендер нужному исполнителю. Но неэффективности системы закупок для своего обогащения пытаются использовать не только заказчики. Среди представителей участников встречаются так называемые профессиональные жалобщики, которые буквально шантажируют заказчиков блокировками процедур. Они используют любые формальные поводы для подачи жалоб в ФАС, затягивая проведение закупок.

Читайте так же:  Когда возникает право на имущественный вычет при покупке квартиры

Конечно, не каждая жалоба в антимонопольную службу подается с целью воткнуть палки в колеса заказчика. Жалуются и добросовестные участники закупок, ведь их права закачки действительно нередко нарушают — умышленно или нет. Как бы то ни было, любому закачку важно знать а том, что на жалобу можно подать возражение. Расскажем о том, как это правильно сделать.

Порядок подачи возражения и рассмотрения жалобы

Часть 2 статьи 106 закона 44-ФЗ дает любому, чьи права и интересы затрагивает поданная в ФАС жалоба, изложить свои контраргументы. Это можно сделать, подав возражение на жалобу. Есть такое право и у заказчика, если пожаловались на него.

Когда подана жалоба ФАС, в течение 2 рабочих дней органы антимонопольной службы должен разместить информацию об этом в ЕИС. Кроме того, все сопричастные лица — заявитель, заказчик, а также оператор площадки, спецорганизации и госорганы, если они являются фигурантами жалобы, оповещаются о том, когда и где она будет рассмотрена.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Так вот, не позднее чем за 2 рабочих дня до даты рассмотрения, на жалобу можно направить возражение.

Жалоба и возражение на нее рассматриваются комиссией ФАС в течение 5 рабочих дней. Точка отсчет — дата, когда жалобщик направил свою претензию в орган антимонопольной службы. О принятом решении ФАС обязана уведомить всех: и того кто жаловался, и того, кто подавал возражение. Но для принятия решения контролерам могут понадобиться дополнительные сведения и документы. Они могут запрашивать их в ходе рассмотрения жалобы как у заказчика, так и у подавшего жалобу лица, а также у ЭТП.

Процесс рассмотрения жалобы, на которую подано возражение, проходит в стандартном порядке. Направленная заказчиком претензия на жалобу не увеличивает процедурных сроков. Ее содержание должно быть учтено членами комиссии ФАС, когда они будут рассматривать жалобу по существу. Кроме того, заказчик может направить на рассмотрение своего представителя.

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, подать возражение на жалобу нужно как минимум за 2 рабочих дня до ее рассмотрения. Но что делать, когда срок пропущен? Если жалоба будет признана обоснованной и орган ФАС вынесет для заказчика предписание, останется только обращаться в суд. Сделать это нужно в течение 3 месяцев после вынесения решения ФАС.

Что включить в возражение на жалобу

Возражение должно содержать такие же сведения, которые включаются в жалобу. Все они перечислены в части 8 статьи 105 закона 44-ФЗ. Документ должен содержать информацию:

  1. О заказчике как лице, на чьи действия либо бездействие была подана жалоба. Необходимо указать его наименование, адрес и контактные данные.
  2. О лице, которое подало жалобу. Нужно указать ту же информацию.
  3. О закупке, в отношении которой подана жалоба. Нужно указать ее название и индивидуальный код, объект закупки, способ определения поставщика и другие параметры.
  4. О действиях, которые заявитель обжалует.

В теле своей претензии заказчик приводит сначала доводы из жалобы, а в заключение излагает аргументы, которые подтверждают его правоту. Но важно не просто выразить свою точку зрения, а подкрепить ее документами. Это может быть, например, закупочная документация, заявки участников, протоколы, а также любые другие документы, которые заказчик посчитает нужны представить в ФАС. К жалобе обязательно приложить опись прикрепленных документов.

Ниже приведен примерный образец возражения на жалобу в ФАС.

Как составить жалобу в ФАС

Определить основания для обжалования

Это отправная точка для успешного обжалования действий заказчика или оператора электронной площадки. Участник должен четко указать на факт нарушения. Это может быть несоответствие закупочной документации требованиям нормативно-правовых актов, или незаконная причина отказа в аккредитации. При этом необходимо определить срок для подачи обращения — не истек ли он. К примеру, обжаловать решение комиссии о недопуске заявки к участию в аукционе можно только в течение 10 дней с даты размещения в Единой информационной системе (далее — ЕИС) соответствующего протокола. Сроки обжалования определены ч.3-6 ст. 105 44-ФЗ, а также в нашей статье «Как подается жалоба в ФАС по 44-ФЗ».

Собрать доказательную базу

Документ должен содержать информацию, которая подтверждает ее обоснованность. Это могут быть ссылки на законы, постановления, приказы, которые касаются предмета закупки, административная практика ФАС или судебные акты для аналогичных слуаев, указывающие на необоснованость действий по отношению к участнику.

Например, неправомерное установление требования о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по текущему ремонту может быть оспорено нормами Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624. В случае объединения в один предмет закупки лицензируемых и нелицензируемых видов работ — письмо ФАС России от 9 февраля 2015 г. N АЦ/5147/15. Объединение в один лот проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ — Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2014 N 09АП-39582/2014 по делу N А40-34781/2014. Отклонение заявки в связи с несоответствием функциональных или качественных характеристик должно опираться на нормы технических регламентов, документов национальной системы стандартизации.

Составить жалобу

Ч.8 ст.105 содержит требования к составу документа, а именно:

[1]

  • контактные данные составителя (наименование, место нахождения, почтовый адрес, ФИО, номер телефона);
  • сведения закупки (за исключением обжалования процедуры аккредитации);
  • указание на неправомерные действия;
  • документы, которые подтверждают нарушение.
Читайте так же:  Выплата алиментов при лишении родительских прав

Выделим также основные положения, которые необходимо указать в обращении:

  1. Вводная часть. Наименование контрольного органа, сведения об участнике закупки, заказчике, операторе площадки (наименование, ИНН, адрес, телефон, e-mail, контактное лицо), сведения закупки (номер, дата опубликования извещения, наименование заказа, адрес официального сайта на котором размещена информация).
  2. Описательная и доказательная часть. Перечислите положения, которые противоречат законодательству и подтверждают вину заказчика или оператора электронной площадки. Не лишним будет привести аргументы в свою пользу.
  3. Результативная часть. Изложите просьбу провести проверку или приостановить процедуры определения поставщика, или выдать предписание об устранении нарушений.

Стоит помнить, что до того как ФАС вынесет решение, участник вправе отозвать жалобу, написав соответствующее заявление.

В качестве удачного примера жалобы в ФАС приведем обращение организации на бездействия заказчика и отказ от заключения контракта в регламентированные сроки согласно закупочной документации — жалоба УФАС Глисон.

Образец: жалоба в УФАС по 44 ФЗ

Подать жалобу

Вы можете подать жалобу в УФАС в электронном виде, подписав электронной подписью уполномоченного лица, или в форме письменного документа. К обращению также необходимо приложить доверенность или иной документ, который подтверждает полномочия лица на подписание.

В зависимости от предмета закупки, документ направляется в ФАС России или его территориальный орган (подведомственность определена п.3.9 — 3.14 административного регламента ФАС, утвержденного Приказом от 19.11.2014 N 727/14).

Реестр жалоб в ФАС по 44 ФЗ

Реестр жалоб ФАС

Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность контрольного органа в сфере закупок (ФАС России и ее территориальные органы) вести реестр. Он представляет собой совокупность реестровых записей о поступивших в антимонопольный орган так называемых рекламациях различного рода (к примеру, на действия заказчика или на положения конкурсной документации). Вы также можете прочитать наши статьи о том, как составить такое обращении, и как его подать в ФАС.

Реестр жалоб ФАС России по 44 ФЗ ведется на официальном сайте ЕИС. Региональные представительства ФАС России (официальный сайт), включая Управление ФАС Москвы (официальный сайт), реестр жалоб не содержат. Для его просмотра необходимо зайти на сайт ЕИС, на боковой панели перейти в раздел «Мониторинг…», далее «Реестр жалоб…», «Жалобы».

Порядок опубликования указанной информации в реестре утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.10.2015 № 1148. Информация, которая содержится в своде, общедоступна для ознакомления бесплатно.

В 2016 году по данным Единой информационной системы в сфере закупок поступило всего 73 816 жалоб, из них было рассмотрено 77,87%, остальной процент — возращенные, а также отозванные рекламации. За период с 01.01.2017 по 13.06.2017 согласно статистике по всей стране подано 32 346 претензий. Из данного числа процент рассмотренных возражений составляет 71,45, отозванных – 7,01, возвращенных – 11,06, остальные 10,48% — находятся на этапе рассмотрения.

Правила ведения

В соответствии со ст. 105 ФЗ № 44 информация об обращении, а также принятых по ним решениях и выданных предписаниях размещаются в ЕИС. Информация о новом возражении публикуется в течение двух рабочих дней с даты его поступления. Публикует сведения должностное лицо контрольного органа, у которого есть полномочиями на размещение подобного рода сведений и цифровая подпись. В случае, если ФАС перенаправляет прерензию другому органу исполнительной власти, то информация об этом публикуются в течение одного рабочего дня.

В целом, ведение подобного перечня позволяет проанализировать жалобы, поданные другими участниками госзакупок, а также принятые по результатам их рассмотрения решения, определить направление практики антимонопольного ведомства по тому или иному вопросу, и не только. Ввиду того, что в реестровую запись включается также информация о судебных актах, принятых по причине обжалования решений контрольного органа, то существует возможность анализа судебной практики по интересующему вопросу.

Какие сведения содержатся в реестре

Итак, рассмотрим, какие же сведения обязательны к включению в указанный перечень:

  • уникальный номер реестровой записи;
  • наименование контрольного органа;
  • содержание поступившего обращения (его текст);
  • дата поступления;
  • кто подал возражения;
  • информация о заказчике (заказчиках), его наименование;
  • данные о закупке (номер извещения, идентификационный код);
  • в случае принятия обращения — данные об уведомлении, а также место и время рассмотрения комиссией контрольного органа;
  • в случае отзыва обращения — данные об отзыве;
  • информация о возврате обращения с обязательным указанием оснований;
  • сведения об уведомлении лица о передаче обращения по принадлежности;
  • данные о результатах рассмотрения возражения (размещается и текст самого решения, и предписания, если оно было выдано);
  • данные о судебном акте, принятом по причине обжалования решения антимонопольного ведомства.

Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ

«Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»

Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

Читайте так же:  Передает ли сбербанк долги коллекторам

Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи. Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд. Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

  • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
  • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
  • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта — до заключения госконтракта;
  • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
  • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).

К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

В жалобе необходимо прописывать:

  • номер извещения о закупке на официальном сайте;
  • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
  • обжалуемые действия заказчика;
  • список прилагаемых документов.

Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

  • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
  • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю. Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.

Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.

По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:

  • признание жалобы необоснованной;
  • признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.

К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 — необоснованными, 12-возвращены и отозваны.

Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки. Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

Хотелось бы привести несколько примеров из практики:

  • Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям «бинт марлевый», «маски одноразовые», «вата медицинская» и др.

Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.

Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию «лучше ГОСТа», документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.

  • Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.
Читайте так же:  Могут ли приставы арестовать имущество родителей за долги детей

Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.

Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса. Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе. ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 «Об установлении дополнительных требований. «, так как не зарегистрирован в установленном порядке. По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.

  • Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки — запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.

Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены. Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.

Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта. Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки. Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта — срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.

Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

Дополнительно в заявлении указывают:

  • название территориального УФАС;
  • название, номер, дата решения по жалобе;
  • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
  • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
  • требование о признании решения недействительным.

К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.

Видео (кликните для воспроизведения).

В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to [email protected] fas . gov . ru

Источники


  1. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.

  2. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 2016. — 608 c.

  3. Попова, Анна Теория государства и права / Анна Попова. — М.: Питер, 2008. — 248 c.
  4. Пикалов И. А. Уголовное право. Особенная часть; Эксмо — Москва, 2011. — 560 c.
  5. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.
Жалоба в фас на действия заказчика по 44-фз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here